Восемь куриц, гуси и четверо козлят
В поселке ДОКа «Красный Октябрь» с каждым днем все больше желающих принять участие в областных программах по выходу на самообеспечение и самозанятость.
Алена Козлова родилась в 1979 году, во время большого наводнения. Сейчас ей 29 лет. Алена потеряла отца, мать, братьев и мужа. Дом, в котором прожила всю жизнь, сгорел несколько лет назад. Все, что от него осталось, — передняя стена, которая сейчас исполняет роль забора.
Вот уже пять лет Алена с дочкой Настей ютятся в домике, кое-как обустроенном для жизни из бывшего сарая. Для дочки в дальнем углу отгорожена занавеской небольшая «комната» метр на метр. Все-таки «она уже взрослая девочка — тринадцать лет».
Посреди кухни — небольшая печка. К счастью, греет она хорошо. Так что даже зимой маленькая семья не замерзает.
Приезжают разные комиссии, качают головами.
— Одна женщина долго все обсматривала, наверное, искала пустые бутылки. Но я не пью и не курю, — говорит Алена Михайловна. Несколько лет назад депутат
Елена Нечай помогла погорельцам с деньгами на дрова и одежду. Власти помогли и оформить в аренду земельный участок, на котором сейчас живут Козловы. Алена говорит, что это земля ее родителей, но после наводнения не сохранилось никаких документов, кроме домовой книжки, поэтому пришлось оформлять аренду.
Несмотря на помощь, семья перебивается кое-как. В феврале Алена уволилась с работы (была кухонным работником в третьем роддоме). Из-за кризиса эту ставку сократили и предложили женщине работать дворником. Тогда она вообще ушла.
— На кухне я хоть булку хлеба получала иногда или отходы, чтобы животных покормить… — говорит Алена. — Обратилась в центр занятости. Там со мной даже разговаривать толком не стали. Посмотрели, что у меня нет образования, и сказали: «Ты себе работу техничкой или посудомойщицей и так найдешь». Дали кипу распечаток. Езди — ищи, куда примут. Приехала на Ватутина, в пекарню. Говорю, меня из центра занятости послали, к кому обратиться? Девушка мне там встретилась, увидела и кричит: «Хватай решетку с хлебом, грузи в машину! Ну, чего? Я же тебе говорю!» А я ведь к ним даже не устроилась еще. И вообще — не грузчиком пришла, а кухонным работником.
Алена задумалась. Потом сказала:
— Конечно, сама виновата, что толком не выучилась нигде. Но почему у нас отношение к простым, неквалифицированным рабочим такое, будто они не люди?
Чтобы поправить положение, Алена решила расширить свое маленькое хозяйство, заняла денег, и к восьми курицам и гусю с гусыней прибавились коза и четверо козлят.
Сейчас бело-коричневая любопытная коза Маня чувствует себя во дворе хозяйкой, осматривает незнакомых гостей.
— Хорошая коза стоит тысяч десять, а мне продали за пять и еще дали в подарок козленочка. Я только потом поняла, в чем подвох. Оказывается, у нее мастит. И молока она дает граммов по восемьсот, не больше, — рассказывает Алена, — но ничего страшного. Мне соседи подсказали: если делать массаж, то болезнь можно вылечить.
Живет Маня в предбаннике. Там же в холода ютились козлята, когда были совсем маленькими. Сейчас у них свой загончик. Дашка, Сашка, Яшка и Звездочка просовывают сквозь неплотно пригнанные доски свои мордочки, хватают руку мягкими губами. В еде козлята неприхотливы. Летом спокойно обходятся любой травой. А вот к зиме для них надо запасти сена и комбикорма.
— А где будете их зимой держать?
— Козу с козлятами — в предбаннике. Гуси переживали зиму дома, в коридорчике. Мы печку натопим, дверь откроем — им тоже тепло. А вот курицы в таком хлипком курятнике не выдержат. Я сама его сколотила из досок, которые от старого дома остались.
Алена Козлова подала документы на участие в областной программе по выходу на самообеспечение. Составила бизнес-план, по которому планировала докупить еще кур, пару бычков и барашков, построить загон для скота — пять на пять метров. Все это обошлось бы примерно в сто тысяч рублей. Но ее планы сократили уже на первоначальном этапе. Сказали, что надеяться можно максимум на шестьдесят тысяч. От бычков и баранов придется отказаться и сруб для загона поставить самый маленький -три на три метра. Но выделят ли денег даже на такой сокращенный вариант? Ответа еще нет.
— Моя воля, я бы огромный загон построила, чтобы весь огород занял, — мечтает Алена Козлова. — Чтобы там было просторно, и для каждого животного — свое отдельное место за загородкой!
И по этим словам понятно, что к своим рогатым и пернатым питомцам Алена относится с большой заботой. И хозяйка из нее получится хорошая. Осталось дождаться ответа: выделят ли денег на самообеспечение?
***
фото: Алена Козлова; Маня и Даша; курятник для пернатых питомцев Алена смастерила своими руками