X

  • 30 Июль
  • 2024 года
  • № 82
  • 5581

У «НЛО» есть красивое имя — Бэлла

«Летающая тарелка», спроектированная тюменскими инженерами, почти готова к встрече с небом.

У нее есть имя — Бэлла, что означает «безаэродромный эксплуатируемый легкий летательный аппарат». Округлой формой и удивительными возможностями Бэлла напоминает НЛО, который все мы видели в фантастических фильмах.

О своем детище долго и с удовольствием может рассказывать Александр Филимонов, изобретатель, кандидат технических наук:

— В конце восьмидесятых годов я работал в Тюменском индустриальном институте. Тогда все ломали голову над тем, как доставлять оборудование, многотонные блоки на Ямбургское газоконденсатное месторождение. И мы у себя, на кафедре подъемно-транспортных машин, взялись за решение проблемы. В ходе работы родилась такая вот гибридная концепция летательного аппарата…

Получился проект своеобразного гибрида самолета, вертолета и дельтаплана. Этакого универсального аппарата, для посадки которого не нужен аэродром. Комбинированное шасси позволяет приземляться и на заснеженное поле, и на лед, и на пойму реки летом.

Благодаря воздушной подушке, «Бэлле» не требуется длинная раз-гоночная полоса, она поднимается в воздух практически с места.

Сделан аппарат из композитных материалов: стекловолокно и углеволокно, которые скреплены специальными смолами. Шарообразная форма центроплана позволяет создавать большую подъемную силу; внутри машины Филимонов поместил мощный вертолетный двигатель — для реактивной тяги. Консоли крыла внешне очень похожи на крыло обычного самолета, как и хвостовое оперение. С той лишь разницей, что у «летающей тарелки» на хвостовых балках появятся два маршевых двигателя.

Александр Филимонов утверждает, что летать на его машине достаточно безопасно: если отказал один двигатель, то будет работать второй. Если откажут оба, «Бэлла» опустится на землю или на воду, как планер.

По проекту, аппарат предназначен для перевозки тяжелых грузов. Но в кабине есть места для пассажиров, и вместе с пилотом «летающая тарелка» может перевозить на небольшие расстояния пять-шесть человек.

Я посидела на месте пилота: удобно, голова в потолок не упирается, хотя снаружи казалось, что кабина невысокая. Все датчики и рычаг подписаны на русском языке. Хочется потянуть штурвал и объявить: «Полет нормальный!»

По желанию пилота, аппарат способен развивать скорость до двухсот километров в час и подниматься на высоту три километра. Летает тюменский НЛО на бензине.

Правда, в небо «Белла» поднималась лишь один раз, на испытаниях в 1996 году вблизи деревни Мальковой. До сих пор изобретатель Александр Филимонов мечтает поставить на поток производство таких аппаратов в нашей стране:

— Это новое слово в легкой авиации! Представляете, садится где угодно, в любых условиях! Аппарат мог бы перевозить грузы, пассажиров, орошать поля. Пока же он стоит в ангаре, ждет покупателя. Мне незнакомы механизмы внедрения такого изобретения. Правда, предлагали брать кредит — но слишком большая сумма требуется. Сейчас мы работаем с частными инвесторами, наверное, будем выполнять их заказы.

У изобретателя в ангаре уже стоит маленькая «Бэллочка». У нее меньшая грузоподъемность, но рядом с пилотом поместятся еще три пассажира. Осталось получить в Сибирском научном институте авиации временное разрешение на полеты летающих тарелок — и в небо.

***
фото: Александр Филимонов; «Бэлла» в анфас; пилот Владимир Немыкин за штурвалом; внизу — модель аппарата (уменьшение в десять раз)

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта