X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Фокусы с характером

Может ли капитан первого ранга иллюзионистом стать? Это кажется немыслимым, но судьба выкидывает порой и не такие трюки.

Иллюзионисту в третьем поколении Анатолию Соколу это точно известно. Цирковой династии, продолжателем которой он является, больше ста лет. Eго дед и отец тоже были иллюзионистами. Дед внедрял в жанр новейшие достижения науки и техники, например, токи высокой частоты. У него на представлениях без проводов загорались лампочки, в шляпе жарилась яичница, а обычный ботинок работал как сотовый телефон. А отец был не только экспериментатором в жанре иллюзии, но и ставил эксперименты над своей жизнью: поработав на арене, поступил в военно-морскую академию, прослужил более десяти лет, стал капитаном — и… вернулся в цирк.

И в жизни самого Анатолия было немало метаний. За 10 школьных лет сменил 76 школ, трижды учился в Тюмени (с бывшим директором 25-й школы Татьяной Каллимулиной его семья до сих пор дружит). Потом окончил Тюменский институт культуры по специальности «режиссер драмы», планировал сниматься в кино, но попал в клоунский дуэт…

— Анатолий Олегович, такая семейная история для вас — тягость или стимул к творчеству?

— Опыт поколений — данность. Он запечатлен в генах. Но это, скорее, предпосылка, сумма способностей, а уж какую возможность ты из этого извлечешь — зависит от тебя. Свой опыт ты формируешь сам. Бывает, конечно, что природа на детях отдыхает. Их отцы многого добились своим трудом, талантом, и, может показаться, что сражаться больше не за что — все уже есть, все обеспечено. Родители сделали имя, сформировали капитал. Стоит ли тогда напрягаться? Может, достаточно плыть по волнам?

То есть, обязательно нужно, чтобы чего-то не хватало, чтобы было преодоление?

— По себе знаю, когда все хорошо — жизнь расслабляет. Трудно собраться, чтобы сделать усилие. Поэтому надо благодарить врагов, которые тебя постоянно держат в тонусе. Eсли бы их не было, может быть, некому бы было доказывать, незачем добиваться успехов. В творческой среде много конкурентов и завистников. Хватает их и среди продюсеров. Иногда идет настоящая битва за то, с какой программой ехать, в какой цирк. Тюменский цирк, например, входит в пятерку самых «драчливых», то есть таких, за которые идет драка — кто туда первым поедет. Например, перед нашим приездом в Тюмень в очереди сюда стояли три программы. Но есть одно замечательное средство от зависти и уникальный эликсир победы — много работать.

— Вам по наследству передали уникальный цирковой опыт. Вы предпочитаете пользоваться тем, что есть, или изобретать свое?

— Когда мой отец перенимал иллюзионные трюки у моего деда, перед ним стоял такой же вопрос: «Повторять или искать свое?». И он все дедовские трюки из программы убрал, то есть разрушил отработанный аттракцион, стал создавать новый. Это был сильный шаг. Но когда пришел черед мне перенимать опыт у отца, он сказал: «Сынок, ни в коем случае не соверши ошибки, которую совершил я. Не разрушай то, что создано. Работай с тем, что есть, но ищи свое». Я послушал его и не стал ничего ломать. И оказалось, что в этих рамках очень многое можно сделать. Например, я до сих пор делаю трюк, который достался еще от деда (в руках у зрителей без всяких проводов и батареек загораются лампочки). Оборудование к номеру дед разрабатывал сам, заказывал его на военных заводах, оно до сих пор рабочее и в прекрасном состоянии. Во время перестройки ко мне приходили и предлагали продать оборудование. Говорят, что с его помощью можно без линии электропередачи осветить целую улицу.

— Из чего рождаются идеи для новых трюков?

— Я люблю создавать новые программы и трюки. Свои, эксклюзивные, не купленные у других и не скопированные. Идеи к ним приходят по-разному. Иногда «зажигание» происходит, когда с коллегами что-то обсуждаешь, иногда, когда просто общаешься с людьми. Главное, идею вовремя записать. Иначе она может забыться, вытесниться другой, улетучиться. Мне же приходится совмещать творчество с бизнесом, а это деятельность разнона-правленная. Совмещать несовместимое, к сожалению, необходимо, иначе не будет средств и возможностей развиваться дальше.

То есть, работать в жанре иллюзии деду и отцу было легче, чем вам?

— Нет, в чем-то им было даже сложнее. Слишком много было тогда ограничений и рамок: это показывать можно, это нельзя… Но в чем-то — и легче. Финансами их обеспечивал «Союзгосцирк», там же разрабатывалось и большинство программ. Большие программы есть и сейчас, но их можно по пальцам перечесть. Поддержка «Росгосцирка» дает дополнительные возможности, но и они не бесконечны. Чтобы программа удалась, в нее приходится дополнительно вкладывать много денег и трудов.

Бывает ли, что задуманное не удается или не находит понимания?

— Творческие, как и жизненные, неудачи, конечно, бывают. Главное в этой ситуации — осмыслить происходящее. В любом негативе есть свои плюсы. Главное, не вешать нос. Прислушиваешься к советам близких, коллег, но окончательное решение все равно принимаешь сам. И, когда решение найдено — становится легче. А правильное оно или нет — оценит время.

На арене вы иллюзионист, а в жизни — абсолютный реалист?

— Все мы любим помечтать. И когда мечты становятся реальностью, кажется, что и жизнь вполне удалась. Сейчас, например, мы с женой готовим аттракцион под рабочим названием «Иллюзия Сокола». Моим партнером в нем будет живой сокол-сапсан. Но пока он еще маленький, мы его к себе только приучаем.

Иллюзия и на арене, и в жизни, вообще вещь притягательная. Но если в жизни иллюзия может стать обманом и все разрушить, то в искусстве — наоборот. Чем больше иллюзий — тем лучше. Конечно, зритель стал «грамотным» и какие-то трюки, показанные на арене, разгадывает. Но магия иллюзиона от этого не теряется.

— Говорят, что короля играет свита, а трюк может существовать без окружения?

— Eсть трюки, которые выполняются один на один с залом и те, которые требуют большего количества участников. Но в любом случае фокус — это коллективное творчество. Eго красоту и значимость только ловкостью рук не раскроешь. В любом номере важна подача и та частичка души, которая в него вложена. Без этого наполнения никакая иллюзия не случится.

Не обойтись и без помощи коллег-артистов. Зрители в нашей программе увидят обезьян-акробатов дрессировщика Айрата Вильданова, эквилибр Папин Хачатряна, гигантских морских львов Людмилы Чугуновой, одного из лучших клоунов «Росгосцирка» Юрия Филатова, прекрасный шоу-балет… Кроме иллюзионных трюков в программу включены красивые спецэффекты: море мыльных пузырей, горы снега, поющие водопады, где за одну минуту проходит пять тонн воды, световой лазерный комплекс, способный создавать до 60 тысяч оттенков…

— Чтобы стать иллюзионистом, что важнее — гены, знание техники или талант?

— Необходимо желание. Желание сделать фокус. Мне же хочется сделать не просто фокус, а целую программу, причем такую, чтоб она стала одной из лучших мировых цирковых программ. Процесс это небыстрый, трудный и многоступенчатый. Но чтобы взойти на вершину, обязательно нужен характер.

***
фото: Анатолий Сокол

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта