На благо просвещения
Очередное, 38-е заседание Тюменской городской Думы состоялось 2 июля 1909 года.
Гласные рассмотрели отношение учителя-инспектора Тюменского четырехклассного городского училища от 11 июня об открытии третьего параллельного класса.
К отношению был приложен протокол заседания педагогического совета училища от 29 мая, с ходатайством «перед городской Думой об открытии к имеющимся и содержащимся на городские средства первому и второму параллельным классам третьего параллельного класса также на средства города». Общая сумма расходов, по представленной педсоветом смете, составляла 4388 рублей. Расходы распределялись следующим образом: учителю-инспектору полагалось 150 рублей, трем преподавателям — по 615 рублей жалованья и по 100 — квартирных; законоучителю -330; учителям гимнастики и пения — по 75; учителю искусств -225. Канцелярские расходы составили 25 рублей. На содержание дома, прислуги и ремонт предполагалось потратить 850 рублей. Приобретение инвентаря должно было обойтись в 513 рублей (сюда включалось 40 парт, три классные доски, три учительских стола, два шкафа для книг и пособий).
Кроме того, в своем отношении господин инспектор указывал, что заведующий Кузнецовскими зданиями (за рекой Тюменкой), где временно помещались параллельные классы, неоднократно заявлял о необходимости устройства там двух голландских печей, а поставленную железную печь просил убрать, в противном случае г-н Антонов не соглашался пустить учеников во вверенное ему здание на следующий учебный год.
Вопрос был очень непростым, поскольку городское управление, как всегда, было крайне стеснено в средствах. Но прекращать обучение нескольких десятков мальчиков представлялось совершенно недопустимо. Предстояло найти выход из создавшейся ситуации.
В процессе обсуждения родилось несколько предложений о сокращении расходов. Некоторые гласные высказали мысль о том, что на следующий год вопрос, скорее всего, возникнет снова, так как, открыв третий параллельный класс, придется открывать и четвертый. Переполнение учениками городского училища носило не временный, а постоянный характер, и необходимость увеличивать ассигнования и открывать классы возникала вновь и вновь. Возможно, выходом стало бы создание нового, самостоятельного трехклассного училища. Можно было решить вопрос и с помещением. Городская управа считала, что для этой цели подходящим местом мог бы стать нижний этаж принадлежащего А.И. Текутьеву здания, где на верхнем этаже находились Потоскуйские мужское и женское училища. Гласные полагали: если обратиться с «покорнейшей просьбой» к А.И. Текутьеву, постоянно оказывавшему материальную поддержку в начинаниях города, он не откажет и на этот раз.
Под занавес слово взял присутствовавший на заседании инспектор городского училища К.В. Хавский. Он напомнил, что до начала нового учебного года осталось настолько мало времени, что можно успеть только с открытием третьего параллельного класса. К обучению в третьем классе предполагалось 76 человек.
Дума постановила: от имени городского общественного управления обратиться с просьбой к А.И. Текутьеву о бесплатном предоставлении помещения под классы городского училища в нижнем этаже дома, где находилось Потоскуй-ское приходское училище; не выходя из сметного ассигнования на содержание городского училища в текущем году, выразить согласие города на открытие в 1909-1910 учебном году третьего параллельного класса; вопрос об учреждении самостоятельного трехклассного городского училища оставить открытым и передать его на заключение школьной комиссии.
Н.Л. Галян, главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области