Завистницы называли ее «ходячий манекен»
Летние дамские шляпки с широкими полями из соломки, дорожные наряды со стоячим воротником, веера, вуали и даже лорнеты вызвали ажиотаж среди женского населения нашего города летом 1897 года.
Масса прекрасных дам в последней декаде того знойного июля устремилась в залы двухэтажной каменной части Гостиного двора на улице Царской, 4. В этом здании, которое сейчас занимает академия культуры и искусств, открылся первый тюменский бутик, известный как «салон мадам Богданович». Магазин принадлежал жене первого почетного гражданина нашего города Eвгения Васильевича Богдановича (напомним, кстати, что он был удостоен этого звания за создание проекта железной дороги Eкатеринбург-Тюмень).
Супруга генерала Богдановича, Александра Викторовна, уступала своему мужу в популярности. Однако ее салон пользовался известностью в Санкт-Петербурге, а потом и в Тюмени. Представительница дворянского рода Бутовских, она по праву считалась одной из законодательниц столичной моды. Не только ежегодно совершала вояжи в Париж, но и основала настоящую сеть магазинов шляп, платьев и зонтиков в Санкт-Петербурге и Москве. Двенадцать ее магазинов соответствовали количеству месяцев в году.
Завистницы называли ее «ходячий манекен». При росте в 179 см, эта худощавая и стройная женщина никогда не носила туфель на высоких каблуках, дабы ее и Eвгения Васильевича, имевшего рост 162 см и вес в шесть пудов, не именовали за глаза «французской парой».
На торжественной церемонии по случаю открытия рельсового пути до Тюмени чета Богдановичей не присутствовала. Зато появилась в нашем городе сразу после участия в коронации Николая II.
Летом 1897 года мадам Богданович, «совершая променад по улице Царской, изволила пожелать открыть в Тюмени салон шляп и изысканного платья», сообщала «Сибирская торговая газета». Желание супруги первого почетного гражданина города местные власти исполнили немедленно. Для этой цели выделили часть каменного здания Гостиного двора и возвели палатку европейского типа у здания самой городской Думы. Так в Тюмени появился первый модный бутик.
По сохранившимся сведениям, в этом салоне в 1898-1910 годах трудились четыре продавщицы, две портнихи и шесть приказчиков. Выбор нарядов для дам и девиц отличался изысканностью и разнообразием фасонов. Однако цены, которые были здесь установлены, даже тюменские купцы называли «кусачими». К примеру, самый дорогой наряд из шелка с батистовой отделкой в совокупности со шляпой стоил 70 рублей 23 копейки, а самый дешевый дорожный костюм для женщин из мещанского сословия предлагался за 12 рублей с полтиной.
Местные мещанки, купчихи и чиновницы подобных нарядов никогда не нашивали, да и фланировать под легкими зонтиками по цене три рубля за штуку по грязным и пыльным дощатым тротуарам Тюмени особого желания не испытывали….
Мать и жена самого известного тюменского купца Степана Колокольникова, Мария Дмитриевна и Мария Николаевна, пользовавшиеся в городе огромным авторитетом, оказались самыми непримиримыми противницами «вульгарных нарядов». Известно, что они однажды скупили за 487 рублей весь товар в салоне генеральши и демонстративно сожгли на берегу Туры. К счастью, Александру Викторовну об этом в известность не поставили, и она избежала сильнейшего разочарования…
Мадам Богданович приезжала в Тюмень и во второй раз. Летом 1903 года она сама доставила в наш город особенный товар — партию двухцветных карандашей для «подведения и чернения бровей и придания губам алого цвету». Стоила новинка «всего» пять рублей. Все сорок штук разошлись на удивление быстро. Однако доверенные лица огорчили хозяйку отсутствием спроса на платья и шляпки, указав при этом на «ходовую торговлю зонтиками».
25 июля, после трехдневного пребывания в нашем городе, генеральша покинула Тюмень. На этот раз навсегда.
Последние десять лет своей жизни она провела в Ялте, скончавшись с мужем в один день — 1 октября 1914 года. Чету Богдановичей похоронили на кладбище Александро-Невской лавры. В середине 70-х годов прошлого века на месте этой могилы появился асфальт, а затем и трамвайные рельсы…
***
фото: супруги Богданович. 1914 год, Ялта; старое здание на улице Республики, где размещался первый тюменский «бутик»
Аксенова Татьяна
Спасибо огромное за интересный материал. Станция Богдановичи железной дороги наверное названа в честь Е.В.Богдановича?
Редакция газеты
Вам спасибо за теплый отклик. Вы правы, станция Богданович, как и город Богданович, названы в честь Е.В. Богдановича.