X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Именем «Госпара»

Окончание. Начало в NN139, 140, 143, 144.

После подавления в Сибири мятежей и крестьянских восстаний Дзержинский, возглавлявший тогда одновременно ВЧК-ГПУ и наркомат путей сообщений, счел более разумным использовать Вронского по его первому профессиональному предназначению — речному*.

Дальнейшая жизнь Константина Вронского сложилась трагически. Капитаном парохода «Катунь» он участвовал в знаменитой Карской экспедиции — экспортно-импортных операциях Северным морским путем через устья Оби и Енисея. В 1924-м, возвращаясь в Омск в конце навигации из Обской губы Карского моря, когда уже шла по реке шуга, он сильно простудился и скончался в Омской больнице водников.

Похоронив мужа, Нина с грудной девочкой отправились к родителям в Тобольск и при переправе через только что замерший Тобол они провалились в полынью…

По гудку

В таком режиме, по гудку — заводскому и фабричному, паровозному и пароходному — жили тюменцы и вся страна в 30-40-50-е годы.

Ветеран речного флота, кавалер орденов Октябрьской Революции и «Знак Почета» Владимир Петрович Белоглазов рассказал мне, что в пору его учебы в Омском речном училище у курсантов особым шиком считалось угадать название приближавшегося к пристани судна по его голосу: «5-й Октябрь», «Усиевич», «Володарский», «Калинин», «Карл Либкнехт», «Жан Жорес»…

Константина Вронского на капитанском мостике речных пароходов сменили его братья: Осип, Владимир, Виктор. Помощниками капитана и механика стали Алексей и Анатолий.

Из династии судоводителей Вронских тюменцам старшего поколения больше известен Виктор Александрович. Всю войну он ходил капитаном построенного в 1928 году в Германии парохода «Жан Жорес». За выполнение мобилизационных заданий награжден боевым орденом Красной Звезды. Выражаясь языком православия, это судно можно считать самым намоленным: с 1941 по 1944 год «Жан Жорес» доставил с Ямала и Югры в Омск на сборный пункт Чернушки около 17000 северян. Пароход проклинали и молили: верни домой с победой отцов, сыновей, братьев, сестер…

И это день настал. Капитан «Жореса» вспоминал: «… 45-й год, поздняя осень, последний рейс на Север. В Омске на причалах столпотворение — солдаты, кто выжил на войне, спешат домой. На «Жорес» погрузили четыреста человек- максимум возможного, а людей на берегу не убавляется. Все, нельзя больше. Поднялся в рубку, отдать команду к отплытию. И тут рубку штурмуют фронтовики. «Что, — кричат, — Берлин взяли, твой пароход, капитан, не возьмем?» В общем, взял на борт 1200 пассажиров. При этом судовая команда приняла все меры предосторожности, проявила настоящее судоводительское мастерство — рейс закончился благополучно».

В 1968-м Виктор Александрович Вронский переехал из Омска в Тюмень, водил рефрижераторы «Тюменский нефтяник» и «Нефтяник», судовладелец — ремонтно-эксплуатационная база флота Главтюменьнефтегаза. За работу в мирное время отмечен орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За трудовое отличие». После выхода на пенсию в 1971-м увлекся моделированием речных пароходов — успел изготовить шестнадцать моделей судов. Копии четырех судов переданы им в Тюменский краеведческий музей:

— Пароход «Святитель Николай» вез в Минусинскую ссылку Ленина. Построили судно в Тюмени на Жабынском заводе в середине 60-х годов XIX века. Мог перевозить людей, всевозможные грузы, таскать баржи. Энергию машине давал уголь в отличие от большинства пассажирских и буксирных пароходов тех лет, которые топили дровами (модель этого судна размещена в витрине музея «Торговый дом Ко-локольникова» на улице Республики, 20 напротив университета — А.П.). Вот пароход «Володарский», — продолжал Вронский. — Был построен в 1905 году тем же Жабынс-ким заводом (теперь судоремонт-но-судостроитель-ный) и первоначально назывался «Иван Игнатов» — по имени хозяина. Имел ряд преимуществ по сравнению со «Святителем Николаем»: комфортабельнее, сильнее — мощность машины увеличена до четырехсот лошадиных сил, иная конструкция гребных колес. Соответственно и скорость побольше… Я держу в руках макет еще одного судна, сработанного этим удивительным мастером. А с патефонной пластинки неподражаемый голос-гудок Леонида Утесова:

Ах, не солгали

предчувствия мне,

Да, мне глаза не солгали.

Горло сдавило, и весь я в огне,

Словно по сердцу идет

ПА-РО-ХОД!

Виктор Александрович скончался в 1996 году. От него ничего не осталось — только модели речных судов. Судов, на которых работала династия Вронских. Собирая материалы для этого очерка, я узнал, что внучатым племянником Виктора Александровича Вронского был автор и ведущий популярных в конце 80-х начале 90-х годов в Тюмени теле- и радиопередач «Пяты-» и «Репродуктор», безвременно ушедший из жизни Валентин Кологривов.

Носителями нашей памяти являются документы, свидетельства очевидцев и названия. Названия пароходов и улиц. Их часто переименовывали. Проклиная одни имена и прославляя другие.

Владимир Маяковский посвятил свое стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». Напомню, что этот дипломатический курьер погиб на территории Латвии в коридоре поезда, отстреливаясь от напавших на него белогвардейцев и защищая вверенную ему советскую секретную почту. Свой разговор с пароходом «Теодор Нетте» поэт завершил такими словами:

В наших жилах — кровь,

а не водица,

Мы идем сквозьревольверный лай,

Чтобы умирая, воплотиться

В пароходы, в строчки

и в другие добрые дела.

***

Сегодня многие дела того героического и трагического прошлого подняты из секретных архивов и пересмотрены. Часть этих дел с позиции общечеловеческой нравственности признаны преступными. Стали известны судьбы исторических деятелей, чьи имена красовались на бортах и колесных кружалах пароходов. Но уже никто не узнает, когда и в каких затонах закончились их речные маршруты.

*

Почему-то многие видные чекисты странным, мистическим образом были связаны с водным миром. Командир Тюменской речной флотилии Хохряков являлся в то же время председателем исполкома Тобольского совета и… заместителем председателя Уральской ЧК. Командир сформированного в декабре 1919 года в Тюмени «Отряда северной экспедиции» — чекистского спецназа, освободившего от колчаковцев Среднее Приобье и Обский Север — Александр Лепехин родился в Тобольске, окончил в Казани речное училище и с сентября 1914 по апрель 1918 года «служил капитаном парохода «Николай Сухотин». Председателя Тюменского губотдела ГПУ Николая Долгирева назначили в январе 1935-го (после образования Омской области) начальником Нижне-Иртышского речного пароходства. В августе того же года его убили из-за ведомственных интриг, представив эту смерть несчастным случаем на охоте.

В свое время Петр I освоившего за границей флотскую науку Петра Толстого сделал вместо флотоводца начальником Тайной канцелярии — своей спецслужбы. Сталин, напротив, с черным юмором отправил в ноябре 1938-го шефа НКВД Николая Ежова и его первого зама Михаила Фриновского, не имевших никакого отношения к речному и морскому делу, во флотские начальники. Председатель КГБ СССР Юрий Андропов свое восхождение на чекистский и партийно-государственный Олимп начинал в 1932-м с судоводительского отделения Рыбинского речного техникума.

***
фото: Виктор Вронский с моделями судов и на капитанском мостике;пароход «Мусоргский».;пароход «Мусоргский».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта