X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Лариса Гарбар: «Есть романтика в сельском хозяйстве»

Тюменская область, несмотря на развитое машиностроение, нефтяную и газовую промышленность, по-прежнему гордо несет знамя сельскохозяйственного региона.

Необозримые поля, цветущие луга и плодородная почва — лучшие урожаи зерновых, бобовых и овощных культур в Уральском федеральном округе. Правда, урожай зависит не только от погодных условий и географического положения. Хоть и говорят, что «есть дождь да гром, не нужен агроном», но в научно-исследовательском институте сельского хозяйства Северного Зауралья считают иначе. Умный агроном кратно увеличивает шансы плодородного поля.

Лариса Гарбар, заместитель директора института по науке, знает все особенности природы Тюменской области, знает, как вывести новый сорт пшеницы или картофеля.

Она — человек увлеченный и, разговаривая со мной, жалеет, что из-за дождливой погоды не может давать интервью в поле:

— Нет ничего прекраснее поля; оно живое и всегда поддерживает меня. Несмотря на то, что в институте я сейчас выполняю еще и функции администратора, никогда не упускаю возможности прогуляться вдоль рядков колосящейся пшеницы… Интерес к науке возник еще в школе: моя мама преподавала, да и учительница биологии Галина Герасимовна сыграла свою роль. Она была строгим и сильным человеком, многие одноклассники ее боялись — но как мне интересно было на ее уроках! А потом были — школьное лесничество, выведенный нами новый сорт георгинов, Украинская сельскохозяйственная академия…

— Как же вы оказались в Тюмени?

— Как примерная жена, я последовала за мужем. Он был инженером, механиком-авиатором, и получил назначение в аэропорт «Плеханове». В Тюмень мы прилетели 17 апреля 1975 года…

— Вы даже дату запомнили?

— Конечно, потому что вскоре я пришла устраиваться на работу в институт сельского хозяйства Северного Зауралья. Это был печальный день: сотрудники провожали в последний путь тогдашнего директора института — академика Бурлаку, и им было не до меня. Во второй раз я пришла уже третьего мая: тут-то и пригодился мой красный диплом — приняли лаборантом в лабораторию защиты растений. К осени я начала выступать на различных совещаниях и конференциях, это подстегивало молоденькую девчонку, обязывало к профессиональному росту… Я прошла все ступеньки, от лаборанта до заведующего лабораторией, а сегодня занимаю должность заместителя директора.

— Человеку, родившемуся на Украине, тяжело было привыкать к новому месту? Каким же было первое впечатление о нашем крае?

— До сих пор помню это ощущение: меня поразило, какие в Тюменской области роскошные, замечательные травы! В Полесье, где я росла, нет таких заросших лужаек, где трава по пояс и никто ее не косит. Отчасти мне было жалко, что пропадает такое богатство — и вместе с тем поразили тюменские просторы. Помню, мы поехали в Исетский район, и я не могла оторвать глаз от бескрайних полей. Опять же, сравнивая с Украиной, удивлялась тому, сколько здесь неосвоенных земель, какие урожаи можно собирать… А еще украинцы пашут по-другому, не оставляют колки — небольшие участки, где растут березки или кустарник. В Тюменской области пашут вокруг и деревья не трогают…

— Возможно, именно ваши командировки и сдружили вас с новым коллективом?

— Сибиряки — изумительные люди, очень добродушные и гостеприимные. Будь они другими, мы никогда не остались бы на этой земле. Слава богу, было куда вернуться: на Украине остались родственники, правда, сейчас почти никого из них нет… Теперь институт- моя семья… И до сих пор на корпоративных посиделках порой по-дружески упрекну сотрудников: мол, из-за вас я осталась здесь, из-за вас больше не встречаюсь с украинскими родственниками.

— Коллеги, наверное, очень ценят такое отношение…

— Раз уж ударились в воспоминания, расскажу вам еще один случай. У меня день рождения 18 июня. Именно в этот день, где-то в самом начале моей работы в институте, мы поехали на поле. Я взяла кое-что съестное, чтобы угостить сотрудников, но не объявляла о своем празднике — решила сначала поработать. Но заведующий лабораторией Геннадий Александрович Покручин все планы нарушил: он поздравил меня с днем рождения — подсмотрел дату в документах и запомнил — и подарил мне салатницу. До сих пор это — самая дорогая вещь в моем доме…

— Люди, занимающиеся сельскохозяйственной наукой, — романтики?

— Обязательно. Чтобы годами, десятилетиями работать с природой, ее нужно очень любить и ценить. Нужно любить поле, понимать его характер, ведь все вновь выведенные сорта мы адаптируем к местным условиям. Короткий вегетационный период, постоянные засухи летом, заморозки — вот что такое Тюменская область.

— Но ведь, говорят, мы можем гордиться достижениями нашего сельского хозяйства?..

— Да, тюменские поля дают прекрасные урожаи. Животноводство тоже на высоте, особенно сейчас, когда при поддержке департамента агропромышленного комплекса в регион привозят животных элитных молочных пород. Мы можем гордиться и сохраненной системой первичного семеноводства, когда поля засеиваются не какими попало культурами, а специально выведенными, элитными. Большую часть этих семян — до девяноста процентов! — выводят сотрудники нашего института: на той самой никудышной технике, что есть у нас, и при малых зарплатах. Правда, в последнее время технику удается обновлять: покупаем, например, новые трактора… Мы создали более шестидесяти сортов различных культур — 27 из них официально зарегистрированы и признаны высокоурожайными. Это сорта яровой пшеницы (мне, например, кажется очень перспективным «Рикс»), есть несколько сортов гороха…

— Вы заговорили о перспективах: какие еще возможности есть у региона?

— Начнем с того, что наша область небедная, и даже в условиях кризиса старается поддерживать сельское хозяйство. При условии, что у крестьян появится новая, современная техника, и хорошие удобрения, мы сможем собирать средний урожай зерновых — до тридцати центнеров (при нынешних-то двадцати). Нельзя, правда, забывать о проблеме кадровой. Сейчас в науку идут лишь энтузиасты, а очень хотелось бы передавать накопленный опыт умной, образованной молодежи. К тому же, немногие из них согласятся поехать в деревню, когда жизнь там очень сложно устроить: после работы некуда пойти, нечем заняться…

— Лариса Ивановна, скоро у нашей области день рождения. У вас, наверняка, найдутся слова пожеланий…

— Я желаю Тюменской области успехов и процветания. Регион

— и его столица — менялись на моих глазах. Когда я только приехала, пришлось купить сапоги, чтобы ходить на работу: иначе испачкаешься в грязи. Я даже написала об этом в письме своей маме… Помню, как хотелось мне пригласить тюменских коллег в Киев, показать им цветущие каштаны, Днепр, Крещатик — все то, что мило моему сердцу. Идут годы, Тюмень хорошеет, и теперь мне уже хочется пригласить в гости украинских знакомых. Показать им город, наши достопримечательности и, конечно, озимую пшеницу, ровной стеной растущую в поле…

***
фото: Лариса Гарбар.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта