На судостроительном заводе страда
Тюменский судостроительный завод уже много лет не выпускает суда, плавучие электростанции и торпедные катера. Но он по-прежнему считается одним из градообразующих предприятий. Так мы привыкли. И потому так многие из нас, не имеющие никакого отношения к этому заводу, не упускают его из виду.
В прошлом году завод отметил 80-летие. Были времена, когда судостроение входило в семерку ведущих отраслей промышленности, — и завод эти времена помнит. Помнит и годы Великой Отечественной войны, когда суда выпускали — военные. Был также период почти полного бездействия завода, когда предприятие стояло, но по-прежнему назывался — судостроительный…
Новый виток в жизни завода начался, когда сменился собственник и рабочие освоили выпуск буровых установок… Хотя строить (позволим себе судостроительный термин!) буровые начали чуть больше года назад, это дело рабочие не считают для себя новым.
Как раз сейчас для завода настала горячая пора: на прошлой неделе отгрузили последнюю из одиннадцати буровых установок для «Газпрома», а уже новый заказ требует к себе внимания.
В такой-то суматошный летний период у завода сменилось руководство. Должность Сергея Лузгина называется «управляющий директор». Он много лет работает в машиностроении и знает, как строить буровые для тюменского севера.
Каким он видит свой завод?
— С предприятием я знаком еще с тех пор, когда «Интегра», наша управляющая компания, приобретала его у предыдущих владельцев. — рассказывает Лузгин. — Дела его шли неважно, люди сидели без дела и без зарплаты. Сам я работал не в Тюмени, а переезжал из Перми в Кострому, потом — в Екатеринбург и Москву, но за возрождением завода наблюдал: все-таки, это наше структурное подразделение. Если не ошибаюсь, за последние несколько лет в завод инвестировали шестнадцать миллионов долларов. Большая часть средств пошла на модернизацию оборудования, на внедрение новых технологий — именно поэтому вы не увидите у нас роскошного или хотя бы косметического ремонта. Административные здания и помещения цехов довольно старые, но вполне пригодны для работы.
— Ваш опыт управления подобными предприятиями наверняка помогает быстро освоиться на новом рабочем месте?..
— Да, особых проблем не возникло. Ведь это одно из предприятий нашей группы, которое выпускает буровые установки. Такое производство для меня не ново, я знаю систему, в которой судостроительный завод работает, и знаком с технологией изготовления деталей и комплектующих. Другое дело, что в самом городе Тюмени менее развито машиностроение и механообработка — по сравнению, например, с Екатеринбургом. Но мы выстраиваем взаимодействие с местными заводами, поставляем им кое-какие заказы на изготовление комплектующих для буровых — то есть, стараемся поддерживать тюменские предприятия. Например, очень плотно работаем с заводом «Сибнефтемаш».
— Расскажите о том, что происходит на заводе сейчас?
— Завод выиграл тендер на производство семи буровых установок для компании «Роснефть». Каждая — это почти полторы тысячи тонн металла: нужно выпустить комплектующие, произвести контрольную сборку, потом разобрать установку, упаковать и отправить через речной порт в дальнее путешествие по реке — летом, или по зимнику. Работа у завода есть, люди заняты. Я считаю, это самое главное.
— Весной предприятие объявляло о наборе сотрудников: для выполнения большого заказа «Роснефти» требовались дополнительные рабочие руки.
— Они и сейчас требуются. На самом деле, у завода большая проблема с кадрами: не хватает квалифицированных рабочих, мастеров, инженеров. Несмотря на среднюю зарплату в тридцать тысяч рублей, люди не идут к нам работать.
А заводу на ближайшие четыре-пять месяцев требуются еще 170 человек! Может быть, нехватка рабочих обусловлена тем, что в Тюмени не так много предприятий машиностроения? Может быть, кому-то не хватает квалификации: а требования у нас, отмечу, довольно высокие? Бывает и так: устраивается на работу маляр с опытом работы на стройке — но как только в привычной для него сфере появляется вакансия, он уходит. Мы же, при больших объемах работы, остаемся без людей.
— Но все же успеваете выполнять работу в срок?
— Да, успеваем. Передаем, как я уже сказал, часть работы тюменским предприятиям, иногда -в Екатеринбург, Пермь и Красноярск. Планы на будущее, конечно, тоже строим — будем участвовать в тендерах крупных нефте-и газодобывающих компаний. Но на ближайшее время основная задача в том, чтобы качественно и в срок выпустить те семь буровых установок, которых от нас ждут сейчас.
. Мы шли к заводской проходной мимо пустого двора перед цехами. Эта пустота обманчива — площадка готова для контрольной сборки следующих буровых.
***
фото: заводские цехи;Сергей Лузгин;Сергей Лузгин