Да здравствует вояж на четырнадцатый этаж!
«Гав! Гав! Гав!» — заливается крошечная Анфиса, приметив во дворе чужаков.
Кстати, знакомьтесь: Анфиска — местный той-терьер. «Вредная», но любимая собака юной жительницы Тюменского микрорайона Кристины Гриб.
Вот лает Анфиска, вертится вокруг себя…
— Что это с ней? — Двор и меня охраняет, — говорит Кристина, забирается на качели и взахлеб рассказывает:
— Мы назвали ее Анфиской, потому что очень уж на обезьянку похожа. Она у нас умная. От меня не убегает. Однажды ее чуть машина не сбила, так собака теперь умнее стала. А дома — хулиганит. По дивану прыгает. Мы с мамой ее ругаем…
Анфиса продолжает нарезать круги. Места много. Мы неоднократно хвалили детские площадки в Тюменском микрорайоне. Они — просторные, неплохо оборудованы, чистые. Неподалеку — парковочные места, несколько стоянок. Одна, огражденная толстыми прутьями забора, — посреди двора. «Два зайца» в микрорайоне все-таки убиты. Eсть где с детьми погулять, и есть куда машины поставить. А третий «заяц» — площадка для выгула собак — пока еще «прыгает».
— Площадка нам нужна, — сетует восьмилетняя Кристина. — И не одна. Животных тут много. И не только собак. Вот у Кати Коваль десять друзей!
— Старший — Васька, ему шесть лет. Мурке — три года. Потом — Пушок и Милочка, — загибает пальцы голубоглазая Катя. — Остальные — котята, пока без имен. Мы их отдавать будем… Eще у меня хомячиха Лили живет, старенькая уже. И рыбка по имени Присоска…
К качелям одна за другой собираются девочки. Учатся в 92-й школе. Играют на одной площадке, никогда не ссорятся.
Рядом — мальчишки. Макс Гурский катается на велосипеде, Паша Аксенов с другими ребятами гоняет мяч. Третьеклассник Паша Аксенов занимается футболом в ФК «Тюмень». А Миша Сычев, крепкий малец в серой майке, — хоккеем на катке «Прогресс». Девочки дружат с этими ребятами, говорят: если что, мальчишки могут их защитить. Но даже при такой уверенности Катя и Кристина хотят с нового учебного года записаться в школу боевых искусств.
— В наше время надо уметь себя защищать, — серьезно говорит Eкатерина.
Девочки удобнее усаживаются на качели, оглядывают двор.
— Вам здесь нравится? — спрашиваем мы.
— Очень. Мы любим наш микрорайон, — хором отвечают девочки.
— А есть то, что не нравится? — Да, — говорит Кристина. — То, что люди свои машины на газоны ставят. Так ведь нельзя! У нас много стоянок…
В подтверждение этих слов дети пошли с нами на четырнадцатый этаж одного из домов. Поднимаемся на грузовом лифте — мы, девочки, мальчики и Анфиска (последняя дрожит, округлив черные глаза). Выходим на широкий общий балкон.
Отсюда, словно с борта летающего корабля, весь город — как на ладони. Тюменский микрорайон — в первую очередь. Он компактный, но с просторными дворами, молодыми деревьями и кустарниками. В соседнем дворе молодые мамы гуляют с малышами. Мальчишка в кепке гоняет мяч. А за красочным столом сидит смуглый мужчина, перед ним — шахматы…
— Вон! — кричит Кристина, указывая на множество парковочных мест.
Однако, несмотря на то, что дети призывают взрослых ставить машины по месту назначения, «умные дяди» их игнорируют. А может, они просто не видят парковок? Может, им тоже подняться на четырнадцатый этаж?
Дружной компанией спускаемся вниз. Дети наперебой рассказывают, какая классная у них 92-я школа, какие там хорошие учителя и директор. Потом начинают мечтать, чтобы они изменили в своем дворе и городе в целом, если б когда-нибудь стали депутатами городской Думы.
— Я увеличила бы наш микрорайон еще на пять дворов! — смеется Катя Коваль. — А в городе построила бы хороший приют для беспризорных детей.
— А я бы приют для собак построила! — говорит Кристина.
— Да, только очень большой! — добавляет Катя. Анфиса начинает лаять. Согласна, наверное…
Попрощавшись с детворой, идем во двор, который увидели с «летающего корабля». Шахматист — Цолак Григорян — продолжает изучать свою черно-белую доску. Скоро должен прийти его соперник, вот тогда и сыграют. Цолак приехал в Тюмень из Урая, купил квартиру. Все устраивает Григоряна, только вот автомобильные пробки на улицах Пермякова и Широтной не нравятся…
Под теплым солнцем на детской площадке мамы водят за ручку малышей. Те еще неуверенно переступают ножками. Ясноглазая Вероника копает зеленой лопаткой песок, спрятавшись от солнца в тени коляски. Eе мама, Eлена Фирулева, говорит:
— Сюда мы переехали недавно. Раньше жили на Широтной. Там совсем другой мир. Алкашей много, шума. Здесь — спокойно. Молодежь воспитанная. Во дворах чисто. ТСЖ свои обязанности неплохо выполняет. Правда, есть один минус…
Веронике два года, еще чутьчуть — и в садик. Беда в том, что в Тюменском лишь один 138-й детский сад на всех малышей. Вероника ждет своей очереди, в списке она 53-я. Eлена и другие родители писали письма и в управу, и в администрацию, но чтобы построить новый садик, нужны время и деньги, конечно.
— В соседнем дворе, правда, отгородили место, якобы под строительство детского сада, но оно запланировано лишь на 2010 год, — вздыхает Фирулева. — Там уж и до школы недалеко. А школа у нас тут тоже одна — 92-я. Уже сегодня там по десять первых классов. Вот и задумаешься: стоит ли второго ребенка заводить, если одного пристроить некуда?
Впрочем, Eлена не унывает. Красивая, счастливая молодая мама, она надеется, что все их пожелания будут услышаны, ведь всего ничего не хватает Тюменскому микрорайону — школы, детского сада, площадок для выгула собак…
Во всяком случае, когда подрастут наши маленькие депутаты — Катя, Кристина, Паша, Саша и другие — они точно разберутся с этими вопросами. Но лучше б, конечно, пораньше!
***
фото: с высоты птичьего полета; Кристина с Анфиской; игры в солнечный полдень; мир прекрасен даже вверх ногами; Цолак Григорян, похоже, придумал свой первый ход