Спасение людей начинается в классе
4 октября — День гражданской обороны МЧС России.
… В вечерних новостях то и дело показывают пожары, взрывы, наводнения. Глаза бы не видели эти аварии, однако и в подобных сюжетах есть на что посмотреть — это работа спасателей, отважных, сильных и выносливых. Они идут в самое пекло, достают людей из-под развалин, оказывают первую помощь.
Сильная, однако, у спасателей психика! И где только их учат самим не бояться и других выручать? В специальных учебно-методических центрах гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Есть такой и в Тюмени на улице 30 лет Победы. Громадное здание с множеством коридоров, лестниц и кабинетов. Сегодня мы здесь и побываем.
В центре — тихо. В учебных кабинетах идут занятия. Нас встречает Геннадий Полещук, старший преподаватель областного объединенного учебно-методического центра по ГО и ЧС.
— У нас три учебных класса. Плюс компьютерный, конечно, -сообщил он. — В первом классе ведем подготовку руководящего состава по вопросам гражданской обороны. Лекции слушают главы муниципальных образований городов и районов.
— Кто сейчас здесь? — спрашиваем мы, чуть приоткрыв дверь кабинета.
— Члены комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности из разных организаций. Лекцию им читает Юрий Иванович Гусев. Преподаватель опытный, в прошлом военный. Хотя «военных в прошлом», наверное, не бывает…
Геннадий Васильевич здоровается с Гусевым и аккуратно закрывает дверь, чтобы не мешать взрослым ученикам.
— Здесь получают теоретические знания. А где же спасатели учатся не паниковать в чрезвычайной ситуации, держать себя в руках?
— Только на практике в реальных условиях. Ну и в кабинете медико-психологической подготовки, естественно. Вот он, — Полещук отворяет следующую дверь.
— Наши ученики смотрят видеоматериалы. Здесь же психологи проводят с ними тренинги, — Геннадий Васильевич улыбается, и с какой-то нежностью говорит: — А в том углу наш… скелет. Его зовут Гоша. Это учебный экспонат.
«Гоша», к сожалению, не может рассказать, нравится ли ему, как проходят уроки. Но вид у него, на мой взгляд, в меру довольный и совершенно не воинственный.
— Гошу можно подключить к компьютерной системе. И если наш курсант на практическом занятии правильно оказывает Гоше первую помощь, компьютер выдает — все хорошо. Если ошибается, система сигнализирует: «Зачет не сдан. Помощь не оказана», — объясняет наш провожатый. — А сейчас я познакомлю вас с одним из лучших наших преподавателей.
Александр Булгин, полковник запаса, — участник ликвидации чернобыльской аварии.
— Проходите, — приветливо говорит Александр Анатольевич. -Я вам про свой класс расскажу.
В кабинете со светлыми стенами свободно, наверняка здесь проходят не только лекции, но и практика. В дальних углах — два спасательных костюма, желтый и черный. Один напоминает обмундирование космонавта, другой -..инопланетянина. В шкафах и тумбах лежат противогазы, перчатки и разные приборы.
— Я рассказываю ученикам о спасательных работах, технических средствах, необходимых для этого, о способах оказания доврачебной помощи, — Булгин ведет нас по кабинету, показывая все достопримечательности. — У спасателей должны быть хорошая память, сила воли, мышление. Спасатель должен ориентироваться на местности не только с помощью компаса, но и руководствуясь разными внешними признаками. Солнцем, ветром…
— А что это за костюмы? — мне не дает покоя «космическая амуниция».
— Изолирующие. В них спасатели ликвидируют аварии на химических производствах. Изготовлены они из прочной прорезиненной ткани. Любые газообразные и жидкие вещества не коснутся спасателя, если он так экипирован… Есть у нас и индивидуальные дозиметры, приборы химической разведки и дозиметрического контроля… На занятия мы берем наши бытовые дозиметры.
Александр Анатольевич показываает компактную голубую коробочку с маленькими кнопками. Тоже похоже на «приборчик с далеких планет». Прибор начинает пищать, как птенец, потом выдает какую-то информацию.
— Что произошло? — недоумеваю я.
— Дозиметр «Белла» только что определил радиационный фон кабинета, — заявляет Булгин. — Мы нажали «Поиск», «Белла» задумалась. 20 микрорентген. Это нормально, свыше 25 — уже плохо. В Бразилии, например, может быть и 50 — из-за высокогорья и прочих условий.
Он кладет «Беллу» на стол. И начинает готовиться к следующему занятию. А химическую тему подхватывает Геннадий Полещук. Рассказывает о компьютерных программах, разработанных лет пять назад для того, чтобы спасатели могли самостоятельно прогнозировать последствия той или иной химической аварии. Если, например, на каком-нибудь заводе произойдет взрыв, можно рассчитать степень угрозы для близлежащих объектов.
— Напротив нашего центра -завод «Тюменьмолоко». Если, к примеру, там произойдет выброс аммиака, мы сможем рассчитать, с какой мощностью. И какую территорию накроет авария, — говорит Полещук. — Когда у нас не было компьютерной программы, приходилось считать вручную по специальным формулам. Это занимало много времени.
Мы выходим на крылечко. Геннадий Васильевич приглашает съездить на учения со спасателями, правда, для этого придется выделить целый день.
— А что-нибудь смешное у вас с учениками связано?
— Когда они заканчивают обучение, оставляют в книге отзывов записи. Одна меня очень порадовала, — смеется Полещук. -Цитирую: «Большое спасибо вам за уроки, а особенно за вкусную еду в столовой!»
***
фото: лекцию читает Юрий Гусев;слушатели;Александр Булгин и изоляционный костюм;Геннадий Полещук и экспонат Георгий.