X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Тяжелый разговор о свободном времени

два раза в месяц в комнатке комиссии по делам несовершеннолетних управы Калининского округа становится тесно.

В одно и то же время по четвергам здесь собираются инспектора по делам несовершеннолетних, представители управы, районной прокуратуры, завучи школ, психологи, социальные работники, детские наркологи… И все это ради того, чтобы выслушать непростые семейные истории. За один раз таких семейных дел рассматривается от 20 до сотни. И в каждом в центре внимания — подросток.

За первое полугодие количество материалов, вынесенных на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних, по сравнению с прошлым годом выросло более чем в два раза: со 187 до 429. А за девять месяцев эта невеселая статистика дотянулась почти до тысячи.

Впрочем, этот нелегкий груз ответственности чувствуют далеко не все подростки и даже далеко не все родители несовершеннолетних. В большинстве своем и те, и другие стараются отрицать, оправдываться и не соглашаться. Хотя инспекторам иногда приходится иметь дело с совершенно вопиющими случаями. Казалось бы, родители или причастные к инциденту взрослые должны волосы рвать на себе из-за того, что это случилось. Но принять очевидное не так-то просто.

… Первого сентября старшеклассник школы N 88 Виталий решил со своим другом как следует отметить начало нового учебного года. Вначале пошли на линейку в школу, а потом… решили выпить пивка. В магазине продать пиво отказались. Но они не растерялись — попросили незнакомого мужчину. И «дядя», не задумываясь, согласился.

Что было потом, Виталий не очень помнит. Шли по улице, разбрасывали мусор, матерились… Почему их остановил наряд милиции, подростки поняли не сразу. Один убежал, а Виталий остался (второго наряд позже задержал). Да еще и в далеко не цензурных выражениях пытался спорить с милиционерами.

За поведение сына перед комиссией пришлось краснеть отцу. А руководителю социально-психологической службы школы — пытаться дать мальчику положительную характеристику: «Он у нас, в общем-то, хороший, способный, вот только чем старше, тем более неуправляемый. Бесконечно куда-то попадает, никогда не сознается и упирается до последнего…»

Но упорство, достойное лучшего применения, Виталию не помогло. Друг обо всем чистосердечно рассказал — и за себя, и за Виталия. Обоих поставили на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, а родителям назначили штраф за «ненадлежащее воспитание».

Штраф за очередных «бегунков» придется уплатить и директору детского приюта Вере Шилковой. Из неблагополучной семьи к ним недавно поступила несовершеннолетняя Светлана. Девочка там и двух дней не прожила, как решила сбежать. Вечером, убаюкав внимание воспитателей, будто бы легла спать в назначенный час. Около двух часов ночи в окно спальни постучали некие молодые люди, потом открыли решетки на окнах (согласно противопожарным правилам они не могут быть приварены намертво). И девочка ушла «гулять». Нашли ее только под утро…

А вот другая история.

О неладном в семье Соколовых (фамилия изменена) сообщили соседи. Инспектору по делам несовершеннолетних они пожаловались, что родители постоянно выпивают, пропивают даже пенсию ребенка-инвалида…

— Я что, каждый день пью? -горячился на комиссии отец. — Что, дети у нас грязные ходят? А сарайку кто починил? А забор кто поправил?

— Да люди нам просто завидуют, что живем дружно и все делаем своими руками! — почти кричала жена.

— Покажите нам этих заявителей, мы с ними разберемся! — не успокаивался отец.

Но агрессивное поведение родителей комиссию еще больше убедило в том, что анонимные информаторы правы. И семью как неблагополучную поставили на контроль. Родителей на первый раз предупредили.

… Спокойная и грустная пришла на заседание комиссии Лариса Николаевна, мама 13-летнего Руслана. Ее сына обвиняли в нанесении побоев однокласснику. Мальчишки вроде бы были друзьями, оба занимались в спортивных секциях — один рукопашным боем, другой — дзюдо. Но что точно произошло между ними в тот злополучный вечер, мама так до конца и не поняла. Один у другого разбил телефон, а тот полез в драку…

— Я не оправдываю сына. Объяснила ему, что так поступать нельзя, это самосуд. Но понять мальчишку можно. Мы всегда жили небогато, да тут меня еще сократили… А телефон этот я совсем недавно ему купила,- с усталостью в голосе и тоской в глазах объясняла она комиссии.

За мальчика вступился директор детско-юношеского центра «Град» Эдвард Гиносян:

— Ребенок ответственный, исполнительный. Мать с горем пополам купила ему телефон, вот у него и произошел срыв. Дайте ему шанс!

— Мой сын хотя бы в драках не участвует, которые его одноклассники специально организуют, чтобы снять на мобильный и отправить в Интернет, — добавила с горечью мама.

С предупреждением, вынесенным ей, она не согласилась. Предложила лучше оштрафовать. Вот получит «детские» и заплатит…

Неприятность с участием друга детства произошла и у 17-летнего Сергея. 11 сентября они с Ильей, который на два года его старше, решили погулять. Маме Сергея сказали, что будут у Ильи, а маме Ильи — что пойдут к сестре. На самом же деле, просто шатались по улице, а потом, на ночь глядя, завернули к детскому приюту. Там им «стало жалко» детей, они открыли замки решеток и помогли (в три часа ночи) вылезти в окно одной девочке. С ней (как легко догадаться, это была та самая Светлана) в состоянии сильного алкогольного опьянения в шесть часов утра их задержал патруль.

— А чем вы обычно занимаетесь в свободное время? — поинтересовался Эдвард Гиносян.

— Да так, отдыхаю… — глядя себе под ноги, ответил Сергей.

— Тебе же скоро в армию…

— Не-е. В армию я не пойду, -перебил взрослого одиннадцатиклассник. И, как показалось, с гордостью добавил:

— У меня сердечная болезнь! Комиссию, правда, несколько удивил его «рецепт лечения». По словам мамы, в последнее время Сергей с Ильей стали довольно часто выпивать. В результате Сергея направили на обследование в наркологический диспансер, а его 20-летнего друга предупредили, что привлекут к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртных напитков…

Всего за этот день комиссия рассмотрела 20 дел. Шесть из них связаны с распитием спиртного (косвенно подтверждается печальная российская статистика, что каждый третий подросток употребляет алкоголь). Причем в двух случаях с водкой задержаны девочки, одной из которых нет и 12 лет! Двое родителей оштрафованы за ненадлежащее воспитание детей, 11 — предупреждены.

А на столе у секретаря комиссии по делам несовершеннолетних Ларисы Карлуковой снова копятся папки с делами. И хотя, согласно статистике, число несовершеннолетних, совершивших преступления, с начала года в Калининском округе снизилось почти на 40%, самих преступлений и правонарушений меньше не стало, даже отмечен их небольшой рост. Просто на одного подростка все чаще стало приходиться сразу несколько «статей»… И, к сожалению, эти ребята подчас не отдают себе отчета в том, что что-то нарушают. И виновными себя не чувствуют. Хотя такая беспечность, как правило, — до поры до времени…

***
фото: идет заседание комиссии;трудные вопросы, трудные ответы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта