Воскресный вечер наедине с легендой
Собственно, слово «легенда» относится буквально ко всему, что было вечером в воскресенье в большом зале тюменской филармонии.
Легендарный камерный ансамбль «Солисты Москвы». Легендарный альтист, руководитель ансамбля Юрий Башмет. Легендарные скрипки, сделанные три века назад легендарным мастером из итальянского города Кремона Антонио Страдивари.
Никогда еще такого не было: 12 скрипок из Государственной коллекции покинули Москву. Сначала скрипки дали концерт в Екатеринбурге, затем приехали в Тюмень. После блистательного выступления в Тюмени инструменты и «Солисты Москвы», естественно, тоже направились в Новосибирск.
Я написал «такого еще не было». Наверное, это не очень правильно. За 300 лет со дня рождения скрипки мастера Антонио прожили большую жизнь. Где только ни звучал их голос. Так, одна из скрипок некогда принадлежала бельгийской королеве Елизавете — «красной королеве», как ее называли в Европе. На организованном ею конкурсе скрипачей имени Изаи гран-при получил 28-летний советский музыкант Давид Ойстрах. Позднее этот конкурс носил имя Елизаветы. Королева завещала Давиду Федоровичу великолепную скрипку работы Страдивари.
Другую скрипку из дюжины Страдивари, посетивших Тюмень, привез с войны некий офицер, музыкант-любитель. И подарил ее музею.
Инструментом, на котором Степан Якович вместе с Юрием Башметом исполнял концерт Баха для двух скрипок, некогда владел император Александр Первый…
Стало быть, эти сокровища повидали мир, и дальняя дорога им не впервой. Ведь на скрипках, а так же альтах и виолончелях из Госколлекции, созданной еще в 1919 году, играли выдающиеся музыканты (их называли «абоненты») нашей страны.
Не вредно ли это для старинных инструментов, которые и стоят-то миллионы долларов и евро? Напротив, как утверждают специалисты, «скрипка умирает, если ею не пользуются». По их мнению, «старинные инструменты — практически живые существа, в них вкладывается душа. Они могут звучать очень долго…»
Полный зал слушал, как зачарованный. «Что-то пели смычки…» — написал когда-то Александр Блок. Наверное, он тоже слышал хороший инструмент. Так и здесь. «Эти скрипки поют», — сказал мне Михаил Бирман. Неистовый трагический Бах (уже упоминавшийся концерт для двух скрипок). Темпераментный Брамс (адажио для альта — играл, конечно, сам Юрий Башмет — и струнного оркестра). Светлый, может быть, самый светлый из композиторов Моцарт (неоконченная симфония для скрипки — Андрей Поскробко, альта — Юрий Башмет и виолончели — Николай Солонович). Чайковский со своими воспоминаниями о Флоренции… А еще рассказ руководителя ансамбля о главных, не побоимся этого слова, гостях музыкального праздника. Каждый скрипач называл дату рождения «своего» инструмента и играл несколько фраз — чтобы и непросвещенный слушатель мог прочувствовать, сколь свеж и чист голос трехсотлетней скрипки. 1706-й год… 1707-й… 1717-й… И вдруг из-под одного смычка рвануло такое знакомое и почти тюменское: «Главное, ребята, сердцем не стареть…»
Музыкальный мост через столетия! Когда-то, во время египетского похода, Наполеон сказал своим солдатам: «Сорок веков смотрят на вас с этих пирамид». Минувшие столетия говорили с тюменцами, живущими уже в XXI веке. По дыханию зала можно было догадаться, что человек, где бы он ни жил, все такой же — чувствует, любит, страдает, торжествует и восхищается…
Скрипки Антонио Страдивари специалисты называют «дальнобойными». Только за силу звука, который достигает каждого уголка в большом зале. А он, оказывается, в состоянии преодолеть не только пространство, но и время. Нет ни границ, ни возрастов. Есть человек, и есть музыка.
Несколько кленовых «дощечек» на верхней деке. Несколько еловых — на нижней. И еще секрет мастера. И талант мастера. Потом наступает золотой период Страдивари, и вот скрипка 1717 года, с инвентарным номером 61, поет почти человеческим голосом — лирическое сопрано.
***
фото: Скрипка Александра I;Юрий Башмет: «послушайте ее голос!»;Солист Степан Якович;Сколько же лет этой скрипке;Юрий Башмет и его альт работы Гварнери;Виолончелист Николай Солонович.