Кто организовал сельхозтехникум в Тюмени?
В этом году Тюменской государственной сельскохозяйственной академии исполнилось 50 лет.
Считают с момента ее основания в ранге института. Институт был создан на базе сельскохозяйственного техникума, работавшего в Тюмени с 1920 г. Организаторы сельхозинститута-академии — хорошо известны, а кто организовал сельхозтехникум? Персонально, как говорится.
Что за вопрос? Чтобы выяснить его, надо отправиться в государственный архив, там всякая бумажка на счету, и называется документом. Возьмем в фонде сельхозтехникума дела за 1920-й год и там найдем фамилии отцов основателей. Однако не все так просто.
Версия профессора Копылова
В 2000 г. издательская фирма «Слово» издала первый том книги В.Е. Копылова, директора музея истории науки и техники Зауралья, что при нефтегазовом университете, «Окрик памяти». В конце тома есть восхитительный очерк «Последний энциклопедист Тюмени». В нем, на стр. 319, есть абзац о сельхозтехникуме. Приведем его полностью.
«Особый разговор о сельхозтехникуме — детище П.А. Мартэна. Хлопоты об организации учебного заведения он, преподаватель по обязанностям и призванию, начал вскоре после приезда в Тюмень. Тогда же, в 1920 году, они увенчались успехом: устоять, несмотря на разруху гражданской войны, перед напором такого энтузиаста, как Павел Августович, местные власти не смогли. Успехи, заботы и огорчения вместе с Мартэном делил его соратник, заведующий учебной частью Э.К. Хилькевич».
Зачем искать в архивах? Человек уже поискал и нашел. Организатор Тюменского сельхозтехникума — Павел Августович Мартэн. Его биография в изложении В.Е. Копылова производит впечатление, что перед нами четвертый мушкетер, тем более, что Мартэн — полуфранцуз по отцу. Он участвует в гражданской войне на стороне «красных», его берут в плен «белые», приговаривают к расстрелу, он бежит почему-то не на запад к «красным», где, кстати, осталась и его многочисленная семья, а на восток, опережая «белых», и прибывает в трюме грузового парохода в Омск как раз к приходу туда «красных», которые взяли Омск у «белых» 14 ноября 1919 г. Тут Мартэна назначают членом гублескома (вряд ли у него, беглого пленника, смертника, были с собой какие-то документы) и отправляют на работу в Тюмень. Как в кино…
Я не знаю, откуда почерпнул столь разнообразные восторженные сведения профессор В.Е. Копылов, но меня, читающего его очерк, одолевали сомнения. Как это так можно? Кем работал П.А. Мартэн в лесном хозяйстве Тюменской тогда, в 1920 г., губернии? На какой такой высокой должности, что он задумал создать учебное заведение и добился этого у молодой советской бюрократии? Наверно, он был начальником гублесподотдела (была в 19201923 гг. такая организация в Тюмени, входившая в губземотдел)?
В тюменском Госархиве по моему заказу принесли несколько пухлых папок гублесподотдела за 1919-1921 года. Нашел списки сотрудников этой организации с краткими сведениями о них. Однако фамилии П.А. Мартэна там не обнаружил.
И еще меня смущало одно обстоятельство. По документам видно, что Тюмень в своих хозяйственно-экономических связях больше ориентировалась на запад — на Екатеринбург. С востока приходили только бумаги военного ведомства — Тюменская губерния входила в сферу деятельности Сибирского военного округа. Почему Омский гублеском послал П.А. Мартэна работать в Тюмень?
Когда я не нашел фамилии Мартэна в списке гублесподотдела, я понял, что такого факта в его биографии не было. А может, не было и побега в Омск, и прочей военной романтики?
Мартэн, как оказалось, ни при чем
В архивном фонде Тюменского сельхозтехникума есть «дело N 1», где хранится список преподавателей и обслуживающего персонала на 31 января 1924 г. В «деле» всего три листа, два больших, склеенных, разлинованных, где в алфавитном порядке переписаны все 43 преподавателя с краткими сведениями о каждом. Есть и сопроводительная записка: «Окрисполком. Общий отдел. Тюменский сельхозтехникум препровождает список штатных сотрудников. Зав. Техникумом — Л. Шопальский». И большие листы — список преподавателей — подписан этой же фамилией. Кстати, в этом документе техникум впервые назван сельскохозяйственным.
В списке есть среди прочих преподавателей и Шопальский Леопольд Иванович, родившийся в г. Полтава 10 апреля 1870 г., украинец, по профессии — гражданский инженер, прибыл из Тобольска, принят на должность заведующего техникумом и преподавателя (выделено мною — А.И.).
В каждом архивном деле есть листок, где должен расписаться всяк, кто это дело смотрел. Его смотрела сотрудница сельхозакадемии, кандидат исторических наук Н.С. Мазурак (ныне покойная), собирая материалы для книги об академии. Его смотрел сотрудник областного музея С. Белов и еще кто-то. Смотрели, но не увидели главного факта: заведовал техникумом не Мартэн.
Я полагаю, что действовал гипноз факта: уже известно, что Мартэн — основатель техникума, зачем еще искать кого-то?
А Мартэн? Он есть в списке: родился 15 января 1881 г., в Вильно (теперь г. Вильнюс), по отцу — француз, по матери — литвин (литовец), прибыл из Екатеринбурга, по образованию — естественник, закончил естественное отделение физико-математического факультета, прослушал курс лесного института. В списке есть графы о службе в старой армии (царской), «белой», и новой («красной»). Везде поставлено категоричное «нет» — не служил, значит, в армиях — сугубо цивильный человек. Принят на должность преподавателя техникума (выделено мною — А.И.). Семья из 10 человек живет в Тюмени по адресу: ул. Знаменская, 2 (дома этого теперь нет).
Значит, на 31 января 1924 г. П.А. Мартэн не был заведующим техникума. Но может же быть такое, что он начинал, а после — его по каким-то причинам перевели в рядовые преподаватели? Надо копать дальше. Однако искать негде: в фонде техникума отсутствуют документы аж до 1933 года, и нет документов самых первых лет жизни техникума, до 1924 г.
Я решил поискать документы в фонде губернского отдела народного образования (губОНО), которому подчинялся техникум, и нашел три дела: №№ 75, 176, 179, которые должны бы находиться в фонде техникума, поскольку в делах только его документы за 1921 и 1922-й годы. В начале 1921 г. будущий сельхозтехникум назывался просто «Тюменский техникум», и было в нем пять отделений: химическое, строительное (дорожное), агрономическое, лесное и вечернее механическое (позже появился — общеобразовательное). Так что это был совсем не сельхозтехникум. Его правильнее было бы называть политехникумом, и такое название появилось в документах в 1922 г. Его называли и промышленным — огромный разнобой в названиях.
Роясь в пожелтелых хрупких бумажках 90-летней давности, я нашел-таки момент…
Окончание следует.
***
фото: На улице Республики у сельхозакадемии.