Династия пушкарей
Мысленно пролистывая страницы родословной, наткнулся на две закономерности в нашем мужском роду.
Мой прадед, Матвей Иванович Боровиков, участвовал в 1877 году в русско-турецкой войне, был пушкарем. Его военная дорога проходила по Бессарабии и пограничному городу Российской империи на реке Прут — Унгены, куда в 1876 году была проведена железная дорога. Российская армия, ее генералитет обстоятельно готовились к военным событиям XIX века…
Прошли годы, и мой дед, Александр Матвеевич, сражался в первой мировой войне. Как и у отца, его солдатский путь прошел через Унгены, где для фронтовиков устраивали богослужение в красивейшей церкви Александра Невского. В кровопролитных боях на румынском фронте в районе города Яссы отличился его орудийный расчет. Мой дед и тезка стал георгиевским кавалером.
В Великой Отечественной войне артиллеристом 152-мм гаубицы был мой отец — Михаил Александрович. Бои под Сталинградом, долгое лечение в госпиталях… В новых погонах на старой гимнастерке он прошел фронтовыми дорогами от Курска до Тирасполя.
В домашнем альбоме всего одна армейская фотография отца, где он снят на передовой 25 июля 1943 года. На оборотной стороне снимка каллиграфическим почерком написано: «Дуся! Такую ерунду я посылаю, что, посмотрев на нее, ты разлюбишь. Боюсь, что сын останется без отца».
Пришло время, и я надел армейскую форму с эмблемами на погонах в виде двух пересекающихся пушечных стволов. Был старшиной на батарее 152-миллиметровых орудий.
Я всегда с уважением относился к артиллеристам, помня, какой большой и тяжелой работой они занимаются на ученьях и в боевой обстановке. Тесть, Михаил Елисеевич Присевко, сталинградец, форсировавший Днепр, воевал в Краснознаменном гаубичном полку, а пять его боевых орденов — свидетельство добросовестной работы пушкаря.
Мой старший товарищ, артиллерист-фронтовик, тюменец Николай Александрович Мясников бил фашистов из 76-миллиметровой пушки. Удостоен двух орденов Красной Звезды и двух медалей «За отвагу». Жаль, из-за тяжелого ранения ему не пришлось увидеть поверженный Берлин…
Вы скажете — совпадение: так много артиллеристов в одной семье и вокруг нее! Но бывают же семьи «ракетные», «танковые», «морские»! Ну а в нашей — пушкари.
***
фото: Рядовой Михаил Александрович Боровиков.