Директор школы снова за партой
Сегодня российская система образования переживает переходный период: вводятся новые организационно-правовые формы образовательных учреждений, новые экономические модели, новые системы оплаты труда, образовательные стандарты нового поколения.
Огромная роль в этом процессе отводится руководителю образовательного учреждения, которому предстоит провести свою школу через все изменения и нововведения максимально безболезненно. Чтобы помочь ему справиться с этой миссией, был разработан государственный проект повышения квалификации директоров школ по модульной программе «Современный образовательный менеджмент». Реализует этот проект Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва), а в нашем регионе исполнителем проекта является Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.
Особенность обучающих курсов в том, что для каждого слушателя составляется индивидуальный учебный план. В программе — шесть модулей, один из них — «Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации» — является обязательным, еще два модуля руководитель выбирает исходя из своих потребностей и подготовленности.
— Наиболее востребованным сегодня является модуль «Правовые основы управления образовательным учреждением», поскольку законодательство меняется очень быстро, директору нужно всегда быть в курсе этих изменений, и даже если он держит в качестве настольных книг все нормативно-правовые акты, без консультационной поддержки в этом вопросе не обойтись, — объясняет проректор ТОГИРРО Марина Кускова. — Также популярен и модуль «Оценка деятельности современной школы», сейчас все озабочены этим вопросом. По-прежнему актуальной остается тема экономических преобразований, поэтому большой интерес руководители школ проявляют к модулю «Экономико-финансовые основы управления образовательным учреждением». Для опытных директоров познавательными были модули «Инновационный менеджмент в управлении школой», «Деловое администрирование».
Программа начала работу в декабре прошлого года, и за это время Тюменский областной государственный институт развития регионального образования обучил 150 руководителей школ из Тюменской, Омской и Свердловской областей. В 2010 году число слушателей таких курсов должно возрасти до 225.
ТОГИРРО славится креативным, инновационным подходом в реализации всех своих проектов, у программы «Современный образовательный менеджмент» в исполнении тюменского института также появились свои изюминки. Так, уже традиционными стали встречи с заместителем губернатора Тюменской области Натальей Шевчик. Выступая перед руководителями школ, Наталья Александровна всегда подчеркивает, что директору очень важно понимать всю логику процессов, которые сейчас идут в образовательной отрасли, и еще важнее — объяснять эту логику каждому педагогу. Почему современная школа должна быть клиентоориентированной, как по максимуму использовать базисный учебный план, каковы критерии оценки деятельности образовательного учреждения, и возможна ли «легализация репетиторства» — ответы на эти и другие вопросы руководители школ могут получить от представителя региональной власти, который не понаслышке знаком с образовательной отраслью Тюменской области.
Еще одной особенностью работы ТОГИРРО является активное использование разнообразных медиа-средств. Слушателям курсов предоставилась уникальная возможность познакомиться с опытом одного из отдаленных уголков нашей области — Сладковского района, услышать доклад главы муниципального района Александра Анохина и задать ему вопросы в режиме видеоконференции. В рамках программы курсов состоялась поездка в Тобольск, и, чтобы в дороге не было потеряно драгоценное время, одна из лекций была проведена в мультимедийном режиме прямо в автобусе.
Слушатели курсов особо ценят «полевую практику» — посещение образовательных учреждений Тюмени (школы NN 70, 17, 88) и Тобольска (Гимназия им. Н.Д. Лицмана), живое общение с руководителями, которые уже имеют опыт работы в новых условиях. «Встреча с директорами школ дала мне много информации для размышления, — рассказывает слушательница курсов Елена Зазыкина, директор МОУ «Заводоуспенская средняя школа» Свердловской области. — Мы сейчас как раз переходим на новую систему оплаты труда, и формулы, которые нам показали, могут пригодиться». Руководителей тюменских школ больше интересует вопрос перехода в автономность. «Я задумался о том, насколько эта организационно-правовая форма выгодна для моего образовательного учреждения», — говорит Сергей Саулов, директор школы N 3 г. Тюмени. Директор МОУ «Глухониколаевс-кая средняя общеобразовательная школа» Нижнеомского муниципального района Омской области Любовь Королева признается, что наиболее познавательным моментом курсов для нее стал визит в тюменскую гимназию N 88: «Я работаю над информатизацией своей школы, было интересно познакомиться с вашим опытом».
Как отмечает куратор проекта в УрФО Любовь Булойчик (Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва), программа «Современный образовательный менеджмент» имеет практическое значение — подготовить руководителей школ к аттестации. С другой стороны, функция проекта гораздо шире: это первые шаги к новому руководителю школы — не только талантливому педагогу и «хозяйственнику», но и грамотному менеджеру, который способен создать команду единомышленников, умеет работать с бизнесом и находить средства на развитие своего учреждения, взаимодействует с обществом, принимает правильные управленческие решения, быстро и адекватно реагирует на изменения, постоянно растет, развивается, самосовершенствуется. «Важность самообразования сложно переоценить, — говорит Марина Кускова. — Окружающий мир меняется стремительными темпами, и дети, которые сегодня учатся в школе, через 10 лет будут жить в совершенно новых условиях. А значит, директору школы сегодня важно не просто быть современным — то есть соответствовать времени — но и работать на опережение, на будущее».
***
фото: директора школ на учебе;Любовь Булойчик