X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Водитель: психологический портрет

Чтобы избежать аварийной ситуации на дороге, водителю нужно как можно чаще ее себе представлять — желательно каждый раз, когда он садится за руль. Так считает кандидат психологических наук, профессор Евгений Доценко.

— Я сам стал водителем относительно недавно — около шести лет назад, — рассказывает Евгений Леонидович. — И на собственном опыте убедился в том, что восприятие мира человеком меняется кардинально, когда меняется его расположение в этом мире. Если пешеход смотрит на жизнь «с точки зрения тротуара», то водитель — «с точки зрения дороги».

Любому человеку, по словам Доценко, какую бы социальную нишу он ни занимал, свойственно проявление эгоцентризма. Каждый старается подстроить мир под себя. Человек, ставший водителем, — не исключение. Садясь за руль, он очень быстро забывает о том, что когда-то был пешеходом. Собственно, этот процесс обратим — стоит только на некоторое время вновь превратиться в «пехотинца».

— Внимание — это своего рода защитная реакция, которая направлена на любые изменения, происходящие вокруг. Оно связано с чувством самосохранения, — говорит Евгений Леонидович. — Человек, управляя автомобилем, постоянно проводит бессознательный анализ: «успею — не успею?», «опасно — неопасно?» Однако явление человеческого внимания более сложное…

По словам профессора, внимание человека организуется его собственными идеями. Поэтому, когда водитель, пытаясь объяснить свое неправильное поведение на дороге, говорит: «Я просто не обратил внимания», он не врет. Другой вопрос, что объяснение — это вовсе не оправдание. В момент, когда водитель занят своими мыслями, он живет в собственном виртуальном мире. Его успех там, где два его пространства, иллюзорное и реальное, — близки. Все ошибки, которые он допускает, — из-за того, что эти два мира не пересекаются вовсе.

Автомобиль дает человеку чувство уверенности в своих силах. Чувство обманчивое, потому что водитель принимает возможности машины за свои собственные — скорость и мощь автомобиля, как ни странно, расслабляют и притупляют внимание.

— Дорога — это естественная среда существования человека. Попасть в условия оживленного движения, это не значит — оказаться в экстремальной ситуации, — говорит профессор. — Но сейчас отношения между участниками дорожного движения очень агрессивны. На дороге человек выплескивает все накопившиеся отрицательные эмоции. Но в то же время, и принимает на себя негатив, исходящий от других водителей. Отсюда — утомление, физическое и моральное, которое также пагубно сказывается на качестве внимания и быстроте реакций.

— Страх наказания для человека — это отсроченный страх, — рассказывает Евгений Доценко. — Этим можно объяснить ситуацию, когда водитель допускает, например, наезд на пешехода. Сам он находится в относительной безопасности. Трагедии еще не осознает и об ответственности пока не думает…

Поэтому, считает профессор, водителю нужны систематические «пугалки» — ему стоит прокрутить в голове картинки возможных последствий своих ошибок с тем, чтобы повысить свою осторожность и ответственность. Так в сознании формируется восприятие «масштабов последствий». После этого чрезвычайно важно заменить «пугалку» на образ того, как достойно и безопасно вести себя на дороге — погрузиться в этот образ, войти в необходимое состояние и сохранять его по возможности все время вождения. Если оставить лишь негативный образ, то это может, наоборот, «накликать беду».

— На самом деле, вождение для человека — это самая лучшая терапия, — говорит профессор Доценко. — На дороге все возникающие сложности преодолеваются сразу же — здесь объехал неровность, там — ловко перестроился… Человек забывает хотя бы на время о тех отложенных проблемах, что довлеют над ним за пределами салона автомобиля. Если он правильно расставит приоритеты, настроится на верную волну, вождение автомобиля будет приносить только положительные эмоции.

Ну и, конечно, в таком случае этот автомобилист избежит аварий и вряд ли когда огорчит других участников дорожного движения.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта