Фотооткрытка
Большие гости маленькой станции
Здание станции «Тура», место кратковременного пребывания Д.И. Менделеева. Дата постройки — 1885 год.
Сложно подумать, что тихая улочка Пристанская когда-то была оживленной. А уж вообразить здесь паровоз с дымящей трубой — почти невозможно.
Тем не менее, когда в 1885 году в Тюмень проложили железную дорогу от Екатеринбурга, то именно здесь, на Пристанской, у здания станции Тура, она заканчивалась, а пассажиры и грузы продолжали свой путь в Тобольск и другие сибирские города по воде. Или на лошадях.
К станции проще всего попасть, спустившись по деревянной заснеженной лестнице с улицы Пристанской. Лестница как раз напротив дома № 14 — бывшей гостиницы Ковальского, где в 1887 году останавливался изобретатель радио Александр Попов, об этом можно прочесть на мемориальной доске.
С улицы одноэтажное деревянное здание станции разглядеть трудно. Зато, оказавшись внизу, на одном с ним уровне, получаем замечательный пейзаж. Потемневшее от времени здание с ажурными гребнями наличников кажется крохотным на фоне разросшегося вокруг современного района. Солнце пробивается сквозь частокол многоэтажек, зажигает искры на снежном покрове крыши. Разгребая ботинками снег, проверяем, где пролегает железнодорожный путь. Он здесь — всего в нескольких десятках шагов от станционного крыльца.
На стенах станции — две таблички. Одна оповещает о том, что перед нами станция Тура, другая — что в 1899 году здесь побывал Дмитрий Менделеев. Поэтому в реестре комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области станция и значится как место пребывания Менделеева.
Интересно, какой же показалась ему Тюмень, если он видел, лишь эту уютную маленькую станцию да гостиницу Ковальского, больше похожую на купеческий особняк?
… Если поискать информацию о станции Тура в путеводителях по Тюмени, то можно прочесть, что она давно пустует, выполняя тихую роль памятника, главная задача которого — не развалиться вовсе. Однако эта информация ошибочна так же, как обманчив заброшенный вид станционных окрестностей. До недавнего времени станция действовала. С самого 1885 года! Правда, пассажиров уже давно не принимает. Эта ветка железной дороги помогала лишь по части грузоперевозок.
Зато здесь работали несколько смотрителей, которые подбрасывали в котел отопления уголь и следили за порядком в здании. Сегодня на их месте рабочие, которых компания «Евро-авто» (теперь станция на ее содержании) наняла для ремонта.
Внутри помещение напоминает вокзал еще меньше, чем снаружи. Особенно сейчас, когда посреди большого зала стопками лежат снятые со стен батареи и стоят стремянки. И не теплее, чем снаружи. Через распахнутые двери кабинетов видно, что станция обжита: пока неразобранные шкафы полны папками с документами, на краю стола — электрический чайник.
Рабочие признаются, что приводить в порядок деревянный памятник истории куда сложнее, чем делать ремонт в современном здании. Здесь даже со сваркой работать нельзя, а вдруг пожар! Зато когда работа завершится, может, испарится и миф о том, что станция Тура — просто забытый старый дом? И все вспомнят, что когда-то здесь были самые настоящие врата Большой Сибири, отсюда открывался великий водный путь до самого Ледовитого океана.
***
фото: Станция «Тура», январь 2010 года.