Пейзаж, нарисованный Юдиным
— Смотрите внимательнее, ищите ключ к каждой картине, — учит гостей выставки художника Юрия Юдина скульптор Геннадий Вострецов. — Ищите, и они откроются, как книга!
Судя по всему, сам он нашел этот ключ давно. Не зря же с приятельским юмором называет Юдина «тонкой натурой» и с удовольствием рассказывает о том, что в конце 70-х ранние работы Юрия Дмитриевича «выстрелили» на одной из выставок тюменских художников — понравились и запомнились своей самобытностью.
В четверг на открытии юбилейной персональной выставки Юрия Юдина в театре драмы организаторы и гости вообще много говорили о том, что последние годы для большинства художников, писателей и поэтов оказались «застойными». А вот Юдин вопреки всему перерывов в работе не делает, по-прежнему удивляет неожиданностью своих сюжетов. Говорят, он самый непредсказуемый тюменский художник.
На презентации ему читали стихи и пели песни (пригласили даже музыканта Мэтта из города Балтимор, что гостит в Тюмени). Актеры тоже не смогли пропустить это событие и уверяли, что в работах художника есть «что-то театральное».
Сам Юрий Дмитриевич не мастер произносить пышные речи на открытиях, за него это всегда делают другие. Он скромно отмалчивается, искоса наблюдая, как гости обсуждают его работы.
Даже если спросить художника о цветовой гамме полотна, его настроении (кажется, что вот здесь-то он должен разговориться), Юрий Дмитриевич просто пожимает плечами: «Погода такая была, облачно». Скорее, он расскажет о том, как преображается город: здесь вместо старого мостика построили новый, тут снесли старый дом и срубили дерево, а там строители набережной изменили, рельеф берега… Он считает, что живопись — не только глубокий культурный пласт, но еще и неисчерпаемый источник познания истории родного края. А потому ему интереснее всего работать над серией «Старый город», который считает символом Тюмени.
Юдин работает быстро: выезжает в район озера Андреевское или просто выходит в центр города, к храмам и стареньким домишкам, открывает этюдник и за пару часов, накладывая быстрыми мазками краску, пишет картину. Зачастую даже не дорабатывает ее в мастерской, она этого не требует.
… Пышный холл театра, украшенный картинами Юдина, вдруг показался менее помпезным. Простота и скромное очарование его пейзажей добавили холлу строгости: болотно-зеленый сдержанный цвет, легкая дымка, бледные оттенки неба… На полотнах, конечно, Тюмень, в основном, ее заречная часть. Прозрачно-весенняя улица Береговая, призрачные силуэты храмов. Угрожающе-спокойное перед грозой Андреевское, заросли шиповника, первый снег, ледоход… Многие из полотен я уже видела в юдинской мастерской около полугода назад: тогда он оживленно одну за другой помещал в «демонстрационную раму» свежеисписанные холсты, натянутые на деревянные подрамники.
Пейзажи выставки перемежаются более ранними работами, выполненными в технике монотипия (вид печатной графики, который заключается в нанесении красок кистью от руки на гладкую поверхность — металл, стекло, пластик). То время, когда он увлекся этой серией, сам автор называет «черным периодом».
И если картины, как уверяет скульптор Вострецов, это книги, которые можно прочесть, то выставка Юдина — сборник красивых и немного печальных рассказов.
***
фото: Юрий Юдин;Первые гости выставки;В интерьере театра.