Участковый всегда на связи
— Сегодня холодно, — говорит участковый, лейтенант милиции Антон Столяров, плотнее прикрывая входную дверь патрульного участка. — Наверное, все по домам сидят — жаловаться не на кого.
А вот когда потеплее, особенно летом, рассказывает Антон, к их приемному пункту, который находится на улице Осипенко, 84, выстраиваются очереди. В день принимают по 15-20 заявлений. Хорошо ли это (горожане проявляют сознательность и бдительность) или плохо (правонарушения все-таки совершаются), участковым судить некогда.
— Мы обязаны проверять каждую жалобу, — говорит старший лейтенант милиции Равиль Хазбулатов. — Даже когда невооруженным глазом видно — дело «никакое». Там, где невозможно применить правовые меры, проводим разъяснительные беседы… Иногда что-то объяснять приходится самим заявителям.
Например, совсем недавно участковым пришлось выехать на не совсем обычное «место преступления». Сюда позвонила бабушка с сообщением о том, что под ее окном происходит «что-то странное». Оказалось, бдительная пенсионерка заприметила во дворе заведенный автомобиль — причем завелась машина сама, внутри никого не было!
— Попытались объяснить бабушке, что такое автоматический запуск двигателя, — улыбается Равиль. — Не помогло. Она все равно решила написать заявление, дескать, машина мешает ей спать. Времени, кстати, было час дня…
Даже в таких курьезных случаях участковым приходится оформлять ряд документов, писать объяснительную — заявление ведь есть. Но такие «дела» обычно сразу же списываются в архив, потому как не несут никаких правовых последствий.
Хотя часто наблюдательные бабушки оказывают участковым ощутимую помощь. Ведь они знают едва ли не все про всех жильцов своего дома.
— Когда человек приходит к нам за рекомендацией — чтобы оформить опекунство или, например, получить разрешение на хранение оружия, — рассказывает Антон Столяров, — в первую очередь мы, конечно, проверяем его по базе данных. А потом обращаемся к таким вот бабушкам — старшим по дому. Они-то и расскажут, как ведет себя их сосед — не хулиганит ли, не дерется…
Но есть и жители района, о которых участковые и сами могут многое рассказать, — «подучетные элементы». Это условно-досрочно освобожденные, наркозависимые, «сложные» подростки… К ним особое внимание и воспитательные беседы ежеквартально.
Профилактическая работа — основная в службе участковых уполномоченных. В день им приходится обходить с десяток адресов — по материалам, поступившим из больниц, травмпунктов, отдела лицензирования.
— Вчера к нам как раз поступил список с именами тех, чьи лицензии на оружие закончились, — говорит Столяров, укладывая в чехол охотничье ружье. — Вот пришлось изъять его — хозяин не смог пройти комиссию, потому что парализован. Хотел переоформить на сына, но затянул… Так что пока оружие мы передаем в дежурную часть, а как владелец оформит все нужные документы — вернем. Видно было — он заядлый охотник, трудно ему с ружьем расставаться.
… Обычно вызовы на патрульный пункт участковых поступают через «02». Но случается и так, что люди не звонят в милицию, а сразу прибегают сюда — кто с соседом подрался, у кого сотовый телефон украли.
— Такие дела мы ведем сами, — говорит Равиль Хазбулатов. — Материалы о побоях передаем в суд, дебоширов и хулиганов ставим на учет.
А когда на подотчетной участковым территории случается особо тяжкое преступление, «по звонку» вместе с оперативниками поднимается вся участковая группа, вне зависимости — выходной или нет.
— Именно поэтому мы всегда должны быть на связи, — говорит лейтенант Александр Кузьмин. — Вызывают нас по личному сотовому телефону. Он в зоне доступа в любое время суток.
… Хлопнула входная дверь. Зашел стажер Юрий Виноградов — не один.
— Вот, встретил на улице, — придерживает Юрий за предплечье пошатывающегося мужчину.
По словам Андрея Аркадьевича (из путаных речей мужчины выходило, что зовут его именно так), ничего он не нарушал — шел «спокойно» по своим делам, а тут вот — патрульный.
— Eсть у нас статья такая в Административном кодексе — за появление в общественном месте в нетрезвом виде, — смотрит на задержанного Кузьмин. — Все признаки налицо: нетвердая походка, неопрятный вид, резкий запах алкоголя. На таких мы составляем протокол, выписываем штраф и отправляем в вытрезвитель. Так будет лучше и ему — на улице же вон как холодно!
Только вот закон есть такой — если нет у человека регистрации, то и протокол на него, по сути, составить нельзя, и в вытрезвитель отправить не получится. И судя по грустным глазам участковых, у Андрея Аркадьевича, уже пригревшегося на стуле около стены, регистрации-то как раз и нет…
***
фото: Антон Столяров и Равиль Хазбулатов; Александр Кузьмин и стажор Юрий Виноградов