Аккорды зимней Тюмени
Наш корреспондент был среди участников зимнего Грушинского фестиваля
— У нас с Сергеем сложная концертная история. В Кремле однажды выступали после Тамары Гвердцители, в Тюмени в филармонии — после Юрия Лозы. Однажды — после Оркестра креольского танго с Андреем Макаревичем. Но после «Eagles» — никогда…
Председатель жюри зимнего Грушинского фестиваля Вячеслав Ковалев на сцену вышел в прекрасном расположении духа. Еще бы: 110 участников собрались в Тюмени на шестой фестиваль авторской песни, и среди них было немало настоящих самородков. До гала-концерта «доигрались» не все, но каждый участник, несомненно, увез с собой частичку тепла, подаренного уютной сценой «Пионера» с палаткой и импровизированным костром. Костер, впрочем, смотрелся возле белого рояля, укрытого красным бархатом, весьма комично. Едва ли не более нелепо, чем мог бы выглядеть тот же громоздкий музыкальный инструмент на полянке бардовского слета.
— Мы — заложники ситуации, — поделился со мной мыслями член жюри, экс-участник группы «Торба-на-круче» Сергей Григорьев. — По отношению к авторской песне сложилась масса стереотипов…
У нас пока подобные мероприятия воспринимают неотрывно от романтики походов, посиделок с гитарой у костра и «Как здорово, что все мы здесь…» А на самом деле — авторская песня гораздо шире и многограннее.
«ТА-ТА, ТА-ТА» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ
Фестиваль начался еще в пятницу вечерним концертом гостей, им же было дано почетное право закрыть программу в последний день зимы. А между двумя выступлениями была напряженная суббота, когда ведущим мастер-классов пришлось прослушать более ста выступлений. Молодые исполнители смогли не только продемонстрировать свое творчество, но и получить совет более опытных товарищей. Это стало главной особенностью нынешней встречи.
— Хотите, я вам вашу песню напою? «Та-та, та-та, та-та-та» — и все на одной ноте. Давайте уж как-то разнообразить вокальную партию! — заведующая кафедрой вокального искусства Тюменской академии культуры и искусств Ирина Бархатова была строга, но беспристрастна. На соседнем мастер-классе добродушный Вячеслав Ковалев и флегматичный Сергей Григорьев оценивали поэтическую и музыкальную составляющую. И каждый исполнитель старался отличиться — ансамбль «Экспромт» спел песню Окуджавы акапелла, Перовел из Саратова выступил в льняной рубахе с народными мотивами, а еще один гость Тюмени в конце песни исполнил соло на губной гармошке, не переставая при этом играть на гитаре.
«КАЛИФОРНИЙСКИЙ» НЕФОРМАТ
Из ста десяти номеров лишь тридцать три попали в конкурсный концерт. А лауреатами и дипломантами, получив возможность выступить в гала-концерте, стали чуть больше десяти человек и один коллектив. Очень жаль: многие хорошие вещи остались за пределами главного концерта, не пройдя по формату и другим критериям.
Наталья Литвинова с удивительным голосом и непередаваемой манерой исполнения пела песню Сергея Бабкина «Мотор!» только на конкурсном концерте. Талантливый мальчик Женя играл нечто мажорно-роковое, но в воскресенье на сцену так и не вышел.
Все-таки пока рамки регионального фестиваля достаточно узки. Эксперименты с музыкой и словом не всегда оказываются понятны слушателям, готовым к бардовскому исполнению. Это я так позволил себе побрюзжать с позиции участника фестиваля. Посмотрев гала-концерт, я понял, что с около роковым репертуаром «попасть в струю» было бы крайне сложно. Хулиганство позволили себе, пожалуй, только лауреаты Грушинского фестиваля, члены жюри Вячеслав Шадрин и Дмитрий Обухов: исполняя « Клен» ансамбля « Синяя птица», они неожиданно для всех перешли на «Отель «Калифорния» и залихватски сыграли припев с соло. Такой симбиоз вокально-инструментальных традиций Советского Союза и классического рока группы «Eagles» привел зрителей в восторг.
СЛОВАМИ И СОЗВУЧЬЯМИ
Вообще, мэтры, что естественно, оставили более светлое впечатление. Пермский авторский дуэт «Метро» в конце своего выступления все-таки спел «Коробок», так ожидаемый зрителями, — песню о двух детсадовцах, ставивших эксперименты над жуками и мухами. А закрывавшие концерт Вячеслав Ковалев и Сергей Григорьев — философскую «Взрослеет человек» с глубокими строками:
«Но есть
Смирение и честь
Нести благую весть,
Что Совесть не проесть!
И если «не по ней»
Случается успех,
Его, всего верней,
Замаливать как грех!»
Лауреаты фестиваля свой успех «замаливать» не стали. Лауреат-автор Олег Осипов из Сургута по профессии — инженер-электрик и пишет в свободное от работы время. Песне «Мама» уже десять лет, с ней он выступал на разных фестивалях, но победил впервые на зимнем Грушинском. Накануне весны Олег спел о грядущем празднике и простыми строками поздравил всех матерей с наступающим Международным женским днем:
«Увлеченные.
За верстаками,
Подставляя под низ табурет,
Делал каждый
из нас своей маме
На подарок простейший макет.
И домой незаметно в портфеле
Деревянный брусок из сосны
До восьмого числа за неделю
Я принес как подарок весны».
ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Этот фестиваль проводится в Тюмени уже в шестой раз в тесном контакте с оргкомитетом Всероссийского фестиваля авторской песни им. Валерия Грушина. Конечно, он не такой масштабный, как его летний самарский собрат, куда съезжаются десятки тысяч участников со всей страны. Но для молодых исполнителей это отличный шанс проявить свои таланты. Между тем, в Самаре 21 и 22 февраля прошел свой зимний Грушинский — не хотят барды ждать новой встречи целый год, а потому стали собираться еще и зимой.
Председатель жюри Вячеслав Ковалев дважды был лауреатом самарской «Груши» — в 1990 и 2005 годах. Напоследок я задал ему простые и сложные вопросы: что же главное для автора-исполнителя, как затронуть душу струнами гитары и поэтическим словом?
— Когда мы говорим о музыкальных жанрах и пытаемся в них засунуть авторскую песню, это довольно бессмысленное занятие — она вбирает в себя все, она всеядна, — ответил Ковалев. — Для меня основные критерии — это искренность, архиуважительное отношение к русскому языку, четкая гражданская позиция. А главное — в авторской песне важна личность. Признаться, я сам не очень давно это понял.
***
фото: Николай Зюзин и Ольга Адамова (Салехард);На сцене;Закулисье;Председатель жюри Вячеслав Ковалев (у микрофона);Ансамбль «Дети гармонии» (Заводоуковск).