Солнце припекает – бензин дорожает
С 1 марта автомобильное топливо вновь подорожало. Особенно взлетели цены на дизель и низкооктановый бензин АИ-80.
— Обычное дело, — судачат на автозаправке водители. — Перед началом посевной нефтяники взвинчивают цены на топливо, чтобы выторговать у правительства льготы.
На ЛУКойловских автозаправках неизменной осталась цена только на АИ-95 — 23,65 рубля. На АИ-98 выросла с 24,80 до 25,70. Самый ходовой бензин АИ-92 со вчерашнего дня стал дороже на 45 копеек — стоит 22,10 рубля. Дизельное топливо подорожало на 75 копеек (нынешняя цена 20,40 рубля), а АИ-80 — на рубль (19 руб. 45 копеек).
Не отстают и другие операторы. Цены подняли «Газпромнефть» и Н-1. У «Газпромнефти» АИ-80 сегодня стоит 19 рублей 60 копеек, дизтопливо — 20,50. На автозаправках Н-1 — 19 руб. 80 коп. и 20 руб. 60 коп. соответственно.
Операторы обычно в таких случаях кивают на нефтеперерабатывающие заводы, которые повышают оптовые цены, или на рост транспортных расходов. Как сообщили в пресс-службе РЖД, повышения тарифов на железнодорожные перевозки в феврале-марте не было.
Случайно или нет, но буквально перед этим скачком федеральная антимонопольная служба подготовила на рассмотрение Госдумы и правительства РФ формулу расчета справедливой цены на нефтепродукты. Антимонопольщики предлагают исходить из принципа равноэффективности поставок на отечественный и внешний рынки. Предлагают три метода вычисления котировок. В первом случае для определения внутренней цены топлива рекомендуют отталкиваться от так называемой «чистой экспортной цены» за вычетом пошлин и транспортных расходов. Во втором за основу берется максимальная экспортная цена, которая на данный момент установлена на продукцию Киришского НПЗ. В третьем — предполагается брать в расчет цену Новоуфимского НПЗ — из-за его равноудаленности от всех центров потребления. Эксперты говорят, что наиболее интересно именно последнее предложение. Однако вряд ли самим нефтяным компаниям придутся по душе советы антимонопольной службы.
Что предложения, если и законы монополистов не смущают. Ну, оштрафовало Тюменское антимонопольное управление те же «ЛУКойл-Уралнефтепродукт», «Газпромнефть-Тюмень» и «Н-1» за ценовой сговор, так денег этих государственная казна до сих пор не увидела — два года апелляции ходят по судам. А на бензиновом рынке продолжается ценовой беспредел.
Цена бензина — лишь часть проблемы. Не менее больная тема — его качество. Когда нефтяные боссы кивают на Европу, где автомобильное топливо стоит дороже, чем в России, упускают два маленьких нюанса: во-первых, Европа является, в отличие от нас, импортером нефти, во-вторых, бензин, который покупают европейские автомобилисты, гораздо лучшего качества, чем отечественный.
Не имея реальных механизмов регулировать цены на бензин, российское правительство решило обязать нефтяников перерабатывать нефть и продавать нефтепродукты на бирже.
— Россия должна производить больше топлива лучшего качества, — заявил вице-премьер Игорь Сечин.
Проработать вопрос поручено Минприроды, Минэнерго и Минэкономразвития.
В лицензиях на разработку нефтяных месторождений может появиться обязательство о продаже «определенного объема» добытой нефти на товарно-сырьевых биржах. У поставок нефти для переработки будет приоритет перед экспортом. Увеличение объемов внутреннего рынка должно привести к снижению стоимости нефтепродуктов в России.
Для повышения качества Минэнерго предложило лицензировать деятельность по производству нефтепродуктов, а также об административных наказаниях за нарушение техрегламента о качестве топлива. С 2011 года Россия запланировала перейти к стандарту «Евро-3».