X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

В поисках золотой середины

Взять бы специальные весы, положить на одну чашу экологические достижения городской администрации и управления по экологии, а на другую — ошибки. Какая чаша перевесит, так и сработали в прошлом году: правая — хорошо, молодцы, левая — надо подумать, проанализировать ошибки.

К сожалению, пока таких весов нет. Поэтому, истину приходится искать в споре. Что и произошло 10 марта на отраслевом совещании по экологии.

Начальник управления по экологии Людмила Могутова подготовила подробный доклад о состоянии воды, воздуха, зеленых насаждений и о качестве уборки мусора в городе.

Большинство фактов Людмила Михайловна складывала на правую чашу наших воображаемых весов.

Так, в 2009 году работала комиссия по снижению вредного воздействия автотранспорта на воздух. В ходе 38 проверок взяли пробы у 378 единиц автотранспорта (по просьбе депутатов обращали внимание в основном на грузовой). Выяснили, что у 161 машины выброс вредных веществ в воздух превышает норму.

По словам Людмилы Михайловны, транспорт по-прежнему является главным загрязнителем воздуха. Но факт, что Тюмень входит в число 30 городов с самым высоким загрязнением воздуха, начальник управления связывает все же с отсутствием оптимальной сети постов Гидрометцентра:

— В районе Дома Обороны и на улице Мориса Тореза на качество проб влияет близость оживленной магистрали, на Мельникайте — пост находится в зоне автомобильной стоянки. И вообще, — настаивает Могутова, — по нескольким точкам невозможно судить о состоянии воздуха во всем городе.

Что касается воды, в прошлом году проводили эколого-токсикологическую экспертизу на девяти водных объектах. Самые грязные в городе — это так называемые «Кристальные родники» и безымянный пруд у ТЭЦ-2, но большинство прудов, озер и карьеров загрязнены слабо. Летом на девяти проверенных объектах работали зоны отдыха, на пяти из них даже можно было купаться.

Большие сдвиги в 2009 году, по словам Людмилы Михайловны, произошли с утилизацией отходов. Построен новый полигон для вывоза мусора. Сейчас оформляется право муниципальной собственности на него, в скором времени полигон начнут эксплуатировать. Принято решение о строительстве мусороперерабатывающего завода. Определен инвестор — компания «Диамант-групп». На 9-м километре Червишевского тракта определяются границы участка под строительство.

Что касается животрепещущей «зеленой темы», в прошлом году только городские службы посадили около четырех тысяч деревьев, а снесли чуть больше тысячи. Чтобы вновь посаженные деревья лучше приживались, в планы управ на 2010 год включены полив и рыхление почвы. Создается «зеленый паспорт» города. Управление по экологии и управы подсчитали количество зеленых насаждений в округах и оценили их состояние. Данные обрабатываются, в 2011 году их используют для эффективного планирования городского озеленения.

У координатора городской коллегии экологов Альберта Фахрутдинова иной взгляд на «зеленую тему»:

— Во-первых, из четырех тысяч посаженных деревьев следует вычесть как минимум четыреста — десять процентов, которые не приживутся. Во-вторых, чтобы достигнуть необходимой нормы зелени на одного человека, надо высаживать намного больше. Особенно, если учесть результаты варварской глубокой обрезки прошлых лет, при которой дерево оболванивали, оставляя, лишь часть ствола и тем самым обрекая на гибель!

От выхода Альберта Кабировича на трибуну считаем факты, которые легли на левую чашу весов «экологической фемиды».

С протестами по поводу продолжения строительства двух экологически вредных предприятий — завода «Пластмасс» и металлургического комбината можно спорить. Следуя логике Фахрутдинова в этом вопросе, можно вообще закрыть все заводы в городе. Ведь, так или иначе, они оказывают вредное воздействие на окружающую среду. Но невозможно не согласиться с тем, что ликвидация троллейбусной сети — большая ошибка.

— Надо вернуть троллейбусы — единственный экологически чистый транспорт! Хотя бы в районы новой застройки, как это и предусматривалось ранее генпланом.

Резко раскритиковал Фахрутдинов идею строительства надземной эстакады от улицы Мориса Тореза до улицы Даудельной. Проект продолжают разрабатывать, и «никого не останавливает, что для строительства этой эстакады придется снести сквер и жилой дом на улице Профсоюзной».

Ввернул эколог шпильку и по поводу строительства мусороперерабатывающего завода:

— Почему так долго происходит межевание участка? Обычно компании справляются с этой процедурой за пару недель, а здесь дело тянется уже несколько месяцев. Необходимо ускорить процесс, а то мы этот завод еще десять лет не увидим.

Чья чаша весов в итоге перевесила? Чего в прошлом году было больше: экологических достижений или ошибок? Сложно сказать. В администрации города отказались от обрезки деревьев в пользу сотен кубометров чистого воздуха, но при этом убрали троллейбусы. Экологи осуждают строительство металлургического комбината и приветствуют строительство мусороперерабатывающего завода, который так же будет выбрасывать в воздух вредные вещества.

Как измерить реальную пользу от одного и вред от другого и дать объективную оценку экологической ситуации в городе? Наверно, стоит пойти от конкретного человека: легко ли ему дышится на улице? Что он видит из окна квартиры — ряды металлических гаражей или зеленую зону?

Горячие споры на совещании показали, что нет в городе человека, равнодушного к проблемам экологии. Неравнодушие надо высказывать не только словом, но и делом. Олег Пушкарев, председатель ТСЖ «Гарант», пришел на совещание, чтобы сказать: в прошлом году в районе Дома печати не посадили ни одного дерева. Поэтому Олег Владимирович сам купил саженцы, и теперь под окнами его дома шесть молодых деревьев.

— Не знаю, вошли ли они в отчетные цифры по озеленению в прошлом году. Если вошли — что ж, очень хорошо.

***
фото: Плюсы и минусы борьбы за экологию.;Плюсы и минусы борьбы за экологию.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта