X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Духовная опера родилась снова

В пятницу в камерном зале филармонии состоялась встреча Антона Шароева с журналистами.

Собрались в преддверии премьерного показа оперы «Иисус Христос» на сцене Санкт-Петербургской хоровой капеллы.

Антон Георгиевич акцентировал, что воспринимает предстоящее выступление не как гастроли.

— Это великая акция, — считает он. — Сейчас в Тюмени происходит рождение духовной оперы.

Известный музыкальный критик Бялик написал в одной из публикаций: «Произошло грандиозное событие. Незаметная, неизвестная на музыкальной карте России Тюмень сотворила сенсацию в Петербурге».

По сути, мы имеем дело со становлением нового жанра. Приятно, что прямое отношение к этому имеют наши земляки: маэстро Антон Шароев и его оркестр «Камерата Сибири», а также Тюменская хоровая капелла под руководством Анжелики Таланцевой.

Духовная опера отличается от привычных для восприятия зрителя светских опер. Ее особый настрой не требует вмешательства режиссера.

Шароев называет оперу «Иисус Христос» музыкальным изложением бытия. Она состоит из пролога, семи картин и эпилога.

Трудна партия главного исполнителя, в Перми ее даже доверили двум солистам. Так сложны переходы от радости, спокойствия к духовным терзаниям. В Тюмени поет один — московский певец Герман Апайкин. Шароев удовлетворен тем, как артист отнесся к своей роли. Готовясь к солированию, входя в образ, он даже прошел крестный путь Христа в Иерусалиме. Серьезно изучал Библию.

Любая интерпретация библейских строк сразу же вызывает множество неоднозначных толкований, лестной и нелестной критики. Нелегко донести до сознания современного, неподготовленного слушателя евангелические образы. Устает и зритель, несмотря на то, что действие вынужденно сократили с пяти часов до двух с небольшим.

Сам Шароев с неудовольствием отмечает попытку постановки «Иисуса Христа» в Перми. Называет ее «шаловливой, недостойной модернизацией».

Искренне признает досадные погрешности в первом фрагментарном исполнении на тюменской сцене. Было сложно воспринимать и без того непростой сюжет.

О том, насколько удалась версия, будет судить зритель. Однако сам факт новаторства необычайно важен. Звучащее слово способно стократно усилить эффект библейских текстов.

Добавим, что Шароеву выпала честь не только реанимировать жанр духовной оперы в России, но еще и поставить заброшенное, неизвестное произведение Антона Рубинштейна, своего знаменитого предка. На пресс-конференции Антон Георгиевич поведал удивительную историю о том, как попала к нему партитура.

В Германии, в дрезденской гостинице, Рубинштейн написал свое последнее произведение «Иисус Христос». Почти никто из исследователей творчества композитора не знал об этом.

Отыскалось оно благодаря стараниям Кэролл Хьюес в архивах конгресса США. Исследовательница поделилась микропленкой оперы со своим учителем Юрием Келдышем. А тот, в свою очередь, — с Антоном Шароевым, зная о его пристальном внимании к творчеству Рубинштейна.

20 марта состоится премьера «Иисуса Христа» в северной столице. Место выступления — зал хоровой капеллы имени Глинки — выбрано не случайно. В нем одна из лучших акустических систем в мире.

Помощь в организации выступления коллективу оказали директор филармонии Михаил Бирман, Министерство культуры и правительство Тюменской области.

***
фото: Антон Шароев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта