Марш для кредитора и заемщика
Радость ветеранов, которые доверили свои деньги «Сберегательной кассе Сибири», была недолгой. Это опять оказалась пирамида.
Взаимоотношения с финансовыми организациями у многих, действительно, складываются непросто. Ситуация, когда финансы поют романсы, известна многим, но не все знают, как действовать в ней максимально грамотно, как защитить свои потребительские права.
Жалобы на нарушения в сфере финансовых услуг занимают, по словам Галины Шарухо, руководителя областного управления Роспотребнадзора, «значительное место» в общем потоке претензий. Правда, их количество колеблется. В 2008 году таких жалоб было 29, год спустя — 16, а за три месяца текущего года — почти полтора десятка.
Развитие товарного рынка пошло в гору, вместе с ним увеличилось и число выданных потребительских кредитов. Но, чем больше спрос, тем больше нарушений, которые допускают кредитные организации. Банки пользуются финансовой и юридической безграмотностью большинства заемщиков. Ведь те и не подозревают, что кредитование — такая же услуга, и она регулируется законом о защите прав потребителей.
Поэтому с июля 2010 года в России при поддержке Всемирного банка начнет действовать программа «Развитие финансового образования и грамотности». Но первые просветы в неясном для потребителей банковском царстве видны уже сейчас. В этом году, по словам Надежды Соколовой, заместителя начальника отдела защиты прав потребителей областного управления Роспотребнадзора, подготовлено и передано в суд уже четыре исковых заявления, еще два находятся на стадии подготовки.
И дальше, вероятно, будет больше. По словам Игоря Жданова, заместителя начальника главного управления банка России по Тюменской области, размер кредитования за последнее время вырос в пять раз. В этом году по кредитам выдано более 140 миллиардов рублей. Правда, одновременно и в 1,5 раза увеличилась доля просроченной задолженности.
Конечно, необязательность плательщиков не способствует уменьшению процентных ставок. Даже снижение ставки рефинансирования Центробанка не помогает. Банки, по словам Жданова, не могут «моментально на нее реагировать». Поэтому в борьбе за заемщиков хитрят, не показывают клиентам полной стоимости кредита. На этом в прошлом году поймали пять кредитных организаций.
«Неутешительными» назвал итоги прошлого года в сфере оказания финансовых услуг и Илья Чернышов, председатель общественной организации по защите прав потребителей «Северный стандарт». По его мнению, проблем стало даже больше.
Ситуация в банковском секторе складывается непростая. Но стенания банков по поводу убытков и затрат, как говорит Чернышов, надо оценивать адекватно. В банковскую сферу в прошлом году сделаны существенные вливания со стороны государства. По некоторым данным, банки получили от 100 миллиардов до триллиона рублей. Можно было бы ожидать их большей расположенности по отношению к потребителям. Пока же применяемые к заемщикам штрафы и неустойки носят, скорее, «драконовский характер».
Недостаточная финансовая грамотность играет с потребителями порой злую шутку. Например, недавно в «Северный стандарт» обратилась группа пенсионеров и ветеранов Великой Отечественной войны, которые отдали свои вклады в филиал некоего кредитного кооператива под названием «Сберегательная касса Сибири». Там им обещали нереальное — 34% годовых. Собрав деньги, офис «сберкассы» неожиданно закрылся (сейчас в этом здании продуктовый магазин). Вкладчики забили тревогу. Оказалось, что данная финансовая организация существовала в «очень экзотической», по словам Чернышова, форме. Что-то типа кассы взаимопомощи, создаваемой раньше на сельхозпредприятиях под покупку трактора, например.
И как только мыльный пузырь раздулся — он лопнул. Вызволить теперь 37 тюменских вкладов на 1,5 миллиона рублей — задача не из простых. Тем более, что в результате проведенного аудита в кооперативе обнаружилась недостача на 19 миллионов рублей. «Северный стандарт» готовит обращение в прокуратуру города Новосибирска, где зарегистрирован головной офис «Сберегательной кассы Сибири».
В этой ситуации люди хоть и ошиблись, но отдали деньги добровольно. Бывает, что банковские услуги пытаются навязать силой, а долги по кредитам выбивают. Причем, и то, и другое проходит в таких формах, что волосы встают дыбом. Назойливые звонки, переходящие в угрозы, письма с намеками на карательные меры… Самое главное, считают Надежда Соколова и Илья Чернышов, — не терять головы и помнить о своих правах. Есть претензионный порядок урегулирования споров, надо строго ему следовать и вести переговоры только с банком, а не с анонимным коллекторским агентством. Кроме того, давление на ваших близких, знакомых и родственников — расценивать как вторжение в личную жизнь со всеми вытекающими отсюда последствиями: обращениями в милицию, суд, прокуратуру. А если вам слишком настойчиво предлагают кредитование, пишите в антимонопольное управление.
Отстаивая свои права, потребителю не стоит игнорировать даже «копеечную ситуацию». В областном управлении Роспотребнадзора появился сайт, на который можно зайти и в режиме онлайн, не выходя из дома, оформить свои претензии. Консультационный центр и «горячая линия» — 42-48-68, открыты и в областном центре эпидемиологии и гигиены. Так что пожаловаться потребителю есть куда и кому.