Коза Ностра в Тюмени
Город спит… Редкие машины разрывают тишину ночных улиц, ветер завывает в водосточных трубах, и только в уютном салоне за столиками собралась компания. Мафия выходит на охоту.
С каждым днем поклонников хитрой психологической игры «Мафия» становится все больше. В крупных городах с начала века существуют клубы, где собираются игроки. Клубы объединяются в ассоциации и проводят чемпионаты. Ну а те, кому не хочется в поисках приключений выходить из дома, проводят время на онлайн-серверах.
Родилась игра, как это ни парадоксально, не где-нибудь на Сицилии в Италии и не в Чикаго времен Великой Депрессии, а в Москве. Придумал ее студент факультета психологии МГУ Дмитрий Давыдов. Играли тогда студенты в аудиториях на лекциях, в коридорах вуза и в общежитиях. Но очень скоро «Мафия» разнеслась по столице и за ее пределами.
Есть и более экзотические версии появления — будто бы игру придумали в КГБ, а будущие разведчики, играя, познавали правила психологической атаки и конспирации. Украинцы приписывают авторство себе, некоторые источники утверждают, что в СССР играли в «Мафию» еще с 60-х годов. Но факт остается фактом: претерпев множество изменений и дополнений в правилах, сегодня она распространилась по обе стороны Атлантики.
«БАНДИТСКАЯ» ТЮМЕНЬ
Тюменская «Мафия» на днях отпраздновала пять месяцев со дня рождения. Пятнадцатого октября прошлого года в отеле «Тюмень» прошла первая игра нового салона. С тех пор состоялось уже 86 игр, а количество участников исчисляется сотнями.
Конечно, в «Мафию» в Тюмени играли и раньше, но директор продюсерского центра «ш?Ателье» Виктор Гарабажий, можно сказать, вывел игры на официальный уровень. Специально для салона была разработана необходимая атрибутика: маски, колода карт с обозначениями действующих лиц. С этого года ведется статистика побед «мафии» и «мирных жителей». А лучшим игрокам по итогам каждого вечера вручается галстук-бабочка — символ игры. Ее можно надеть со смокингом на следующую встречу «клуба мафиози».
В клубе есть уже несколько мэтров, имеющих по две-три «бабочки». Многие приходят поодиночке, а потом приводят своих товарищей, или наоборот, находят друзей здесь. Организатор игры Виктор Гарабажий считает, что главное — это ценность живого общения:
— Мне очень приятно, что люди приходят в третий, в пятый, в десятый раз. Сегодня люди уходят в Интернет, во всевозможные гаджеты, живьем практически не общаются. Но как бы мы ни уходили в телефоны, айфоны, Интернеты, контакты, аськи, они не заменят диалога лицом к лицу. Моя миссия, считаю, и заключается в том, чтобы дать людям возможность общаться клубе и выносить новые знакомства за его пределы.
ДОН КАПОНЕ ПРОТИВ КОМИССАРА КАТТАНИ
В детстве мы играли в «Мафию» по примитивным правилам. По команде ведущего «Город спит!» сидящие на лавочке закрывали глаза, и просыпающаяся «мафия» указывала пальцем на очередную жертву. Потом «город просыпался» и так же наобум «сажал в тюрьму» какого-нибудь «козла отпущения». Буквально за несколько минут партия завершалась.
Оригинальная «Мафия» — довольно непростая психологическая игра. Играющие, вытягивая карты, делятся на «мафиози» и «мирных жителей», среди которых есть роли комиссара, шерифа и доктора (могут вводиться и другие персонажи). Ночью мафия убивает кого-то из горожан, комиссар проверяет, не является ли горожанин преступником, а доктор пытается спасти одного из игроков от смерти. Днем ведущий описывает события, произошедшие ночью, а игроки пытаются понять, кто же из них мафиози, и общим голосованием отправляют самого подозрительного на эшафот. Если на виселице болтаются все до единого мафиози — победили горожане, если «светлых» и «темных» остается поровну — мафия.
Опытные игроки еще на этапе раздачи карт пытаются увидеть какие-то эмоции на лицах других, записывают, кто, как голосовал, иными способами пытаются выявить «убийцу». Мне повезло — я вытянул карту мафиози, значит, игра будет интереснее. В первую игровую ночь, слегка убрав от лица маску, увидел в своей команде двух опытных игроков. Но уже наутро «посыпался» — сказался недостаток практики. «Посмотрите, как у него бегают глаза», — обращает на меня внимание один из завсегдатаев салона. Понимая, что условная петля на моей шее затягивается все туже, пытаюсь хотя бы отвести подозрения от других преступников. Подозревая своего подельника Дмитрия в том, что он мафиози, я заставляю всех поверить в то, что он мирный житель — меня-то уже раскрыли, значит, на него не подумают! Этот ход позволил Дмитрию прожить дольше, но не оградил от внимания бдительных горожан в самом конце партии. Третий мафиози отправляется на виселицу. Город ликует!
… Игра заканчивается, мафиози жмут руку комиссару. Доктор виновато разводит руками: он вновь никого не спас. Все расходятся. История в разными финалами повторяется три раза в неделю — в среду, четверг и пятницу. Город снова спит. Спит комиссар, спит доктор, спят простые мирные жители. Просыпается мафия…
Количество проведенных игр в салоне скоро достигнет сотни. Пока чаще побеждают мирные жители. И хорошо бы в жизни тоже было так, как в салонной игре, завоевывающей себе все больше новых поклонников.
***
фото: Город спит – надеть маски.