X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Куда ведет транспортная перестройка?

Знаете ли вы, что водителям частных автобусов иногда выгоднее стоять, чем везти пассажиров? Пассажиры им — в убыток. Как же получилось, что сама идея общественного пассажирского транспорта оказалась вывернутой наизнанку?

А ведь начиналось все так хорошо… Первые частные автобусы появились на улицах города в середине 90-х годов. Городской автобусный парк уже дышал на ладан, машины отслужили по 30 и более лет, разбитые и изношенные, постоянно ломались и не выходили на линию. Чтобы уехать утром на работу или вечером с работы, пассажирам приходилось брать автобусы штурмом.

Бывшие ранее ведомственные «крепостные» стали частниками, получили свободу и в поисках лучшей жизни вышли на большую городскую дорогу. Их стремление к финансовой независимости совпало с потребностью в увеличении количества городских автобусов.

Внедрение частного капитала в сферу общественного транспорта казалось благом. «Частники» сняли остроту транспортного вопроса, дали горожанам больший простор в передвижении. Но со временем плюсы начали превращаться в минусы. Частный транспорт постепенно вытеснил муниципалов. Он выбирал для себя лакомые куски: забирал самые выгодные маршруты, уводил пассажиров у «городских», притеснял на остановках, подрезал на дороге… Всего за десять лет «частники» заняли преимущественное положение на рынке — сейчас они составляют 75% городского автобусного парка. Автобус стал рыночным инструментом, а не средством перевозки пассажиров. А на рынке главное — получить барыш. А какой «товар» ты продал — не имеет значения.

Сходы «частников» с маршрутов, в том числе по вечерам и в выходные дни, стали массовым явлением. В январе зарегистрировано около 14 тысяч таких самовольных «отлучек», а всего с начала года — более 40 тысяч.

А в это время и сама по себе маршрутная сеть города перестала отвечать его потребностям. Центральные улицы перегружены, а на окраинах автобус ждут по полчаса и больше.

Перегруженность центральных участков города обострила борьбу за место на остановках, вызвала гонки на маршруте. Конечно, если на участке от улицы Орджоникидзе до улицы Мориса Тореза проходит сразу 46 маршрутов-«дублеров», и на каждом работает по 10 машин — столкновение интересов неизбежно. Так и без выручки останешься. Вот и пускаются «частники» на уловки, чтобы перехватить у соперника «дорогого», то есть платного, пассажира (льготники-то их интересуют меньше).

Гонки на дорогах очень опасны. От них до ДТП — один шаг. По вине водителей городского транспорта на 55% в прошлом году выросло количество ДТП. Пострадал 101 человек (увеличение составило 87%). Один погиб.

Для исследования ситуации городские власти привлекли два научно-исследовательских института. Они год изучали схему организации движения в городе и дали свои рекомендации. Суть их в том, что необходимо менять все. И менять кардинально: схемы маршрутов, количество и вместимость машин…

А начать надо с оплаты проезда. Ее предлагается вести по безналичной системе. То есть вместо денег за проезд мы будем протягивать кондуктору пластиковую транспортную карту. Такую же, какой сейчас пользуются пенсионеры и школьники.

Кроме того, новая система должна объективно отражать загруженность маршрутов и соблюдение графиков. Город получит ясную и прозрачную картину того, сколько «частники» на самом деле зарабатывают и сколько они должны платить налогов в городскую казну.

Внедряя новую «карточную» систему оплаты, в городе начали устанавливать терминалы. В наличии у «Тюменской транспортной системы» находятся 22 таких аппарата. Пять уже установлено, еще десять собираются установить до конца недели. Всего же в течение ближайшего месяца в городе для пополнения баланса транспортных карт поставят 134 терминала.

Мы совсем не пионеры в введении безналичной системы оплаты проезда. Транспортные карты давно существуют в Москве, Казани и Кемерово. Они вполне оправдали себя. И с точки зрения удобства, и с точки зрения контроля за всеми видами общественного транспорта. Ведь как бы «частники», в том числе и водители «маршруток», не сопротивлялись (кому же хочется показывать свои истинные доходы?), их деятельность рано или поздно поставят под контроль. Конечно, они будут искать и в этой системе лазейки, но порядка на дорогах, думается, станет больше.

***
фото: На автобусной остановке.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта