X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

О равных возможностях замолвите слово

Россия подписала конвенцию о правах инвалидов. Но от декларации до реализации обнаружилась дистанция огромного размера.

Как быстрее начать двигаться по этому пути? Как помочь тем, кто, не выдержав борьбы, опустил руки?

Об этом и многих других проблемах, с которым сталкиваются люди с ограниченными физическими возможностями, шла речь на заседании «круглого стола», организованного на прошлой неделе ассоциацией «Особый ребенок» совместно с библиотекой семейного чтения имени Пушкина.

— Нашему обществу нужны не просто хорошие законы — нужна «прививка нравственности», — сказала, открывая встречу, Нина Нежиборская, председатель региональной общественной организации «Особый ребенок». — Когда помогаешь другому не только потому, что так требует закон, а по велению души — тебе самому становится лучше. И с такой движущей силой дело пойдет быстрее. Тогда и продекларированные ЮНИСЕФ равные возможности здоровых детей и детей-инвалидов станут реальностью.

Пока же у инвалидов проблем больше, чем хотелось бы. Разные ведомства, отвечающие за работу с этой социальной категорией, по-разному ведут учет инвалидов. Одни и те же ребятишки в сфере образования и культуры называются детьми с ограниченными возможностями, а в социальной — детьми-инвалидами. Казалось бы, это и хорошо, ведь задачи учреждений — разные. Но участники заседания считают, что двойственность определений вносит путаницу в программы реабилитации.

Ограничение своих возможностей инвалиды испытывают, прежде всего, от, ограниченного доступа к информации, считает Елена Фоменко, старший преподаватель кафедры библиотечного дела академии культуры, искусств и социальных технологий. Если нет Интернета, если не выйти из дома и круг общения сужен — сокращаются и возможности получения хорошего образования и работы в будущем. Фоменко, к примеру, предлагает библиотекам создать картотеки на детей-инвалидов и их родителей. Когда мамы и папы «связаны» ежедневным уходом за больным ребенком, то и их возможности тоже во многом ограниченны. Для них надо разработать систему заказов книг по телефону или через Интернет. Необходимо пополнять и фонд аудиокниг для многих «особых» детей и взрослых, такое чтение — единственный способ общения с миром.

С тем, что информационный обмен затруднен, столкнулись также в комиссии по делам инвалидов, созданной в администрации Тюмени. Председатель комиссии, заместитель главы администрации города Вера Соловьева, поручила управлению социальной защиты до конца марта обобщить данные по детям-инвалидам, с учетом их потребности в технических средствах. Рассматривался вариант создания в городе специального «Социального такси» для инвалидов, но пока на его организацию не нашлось средств. Потребуется дополнительное грантовое финансирование. Такое, например, помогло библиотеке имени Пушкина совместно с ассоциацией «Особый ребенок» реализовать программу по развитию творческих способностей детей-инвалидов (грант предоставил Фонд содействия детям, находящихся в трудных жизненных ситуациях). На такую поддержку для записи аудиокниг рассчитывает и академия культуры, искусств и социальных технологий.

Выяснилось также, что не все категории инвалидов имеют одинаковые возможности реабилитации. Например, реабилитационные карты детей и взрослых с диагнозом шизофрения и эпилепсия, по словам Нины Нежиборской, как правило, пусты. Точнее, в них написано: «пациент в реабилитации не нуждается». Это утверждение так далеко от истины, что и говорить не приходится. А психических заболеваний с каждым годом становится все больше.

О том, что у этой категории инвалидов очень низок процент социализации, подтвердила и Светлана Витязева, директор областного центра реабилитации инвалидов. Где в Тюмени они могут получить образование? На какую работу устроиться? «Давайте создавать действительно равные возможности. И не забывать, что каждый из нас может оказаться в этой ситуации», — сказала Витязева.

О трудностях трудоустройства говорила и Наталья Калашникова, председатель регионального отделения Всероссийского общества глухих. По ее словам, вузы требуют аттестат о среднем образовании, не учитывая аттестаты коррекционных школ. А потенциальные работодатели «бросают трубку, когда узнают, что ты из общества глухих».

Половина квот на трудоустройство, выделяемых для инвалидов, остаются не занятыми, подтвердила и Светлана Витязева. Рабочие места есть, но они не адаптированы для людей с ограниченными возможностями. Остались в прошлом году невостребованными и бюджетные места для инвалидов в некоторых тюменских вузах. По мнению Светланы Витязевой, чтобы решать проблемы в комплексе, нужно специальное агентство по трудоустройству инвалидов. «Не надо бросаться на все подряд только для того, чтобы поставить «галочку», надо выделить приоритеты», — убеждала она собравшихся.

— Давайте для начала поможем библиотекам создать картотеки, — предложила Нина Нежиборская.

— Начнем с простого, чтобы решить сложное.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта