Два имени и две судьбы одного человека
У человека, о котором рассказывает публикация, подготовленная корреспондентом газеты «Светлый путь», на самом деле оказалось две фамилии. Одна — довоенная и военная, ее он носил с детства. Другая — та, которую он должен был носить по праву рождения. В новом томе книги «Запрещенные солдаты» записана первая, которая была в его красноармейской книжке. Она потом перекочевала и в его трофейную карточку. А на самом деле…
Великая Отечественная война унесла миллионы жизней, сломала и перевернула сотни тысяч людских судеб. С лихвой матушка земля впитала горячей крови юных солдат, приняла в недра свои бездыханных тел. Имена погибших земляков навсегда увековечены на мраморных плитах, памятниках, мемориалах. Но до сих пор мы почти ничего не знаем о солдатах, пропавших без вести и прошедших фашистский плен.
Иван Мефодьевич Шипков, житель села Тюнево Нижнетавдинского района, рассказал нам историю жизни своего отца, участника Великой Отечественной войны Мефодия Федоровича Барыщика.
— Все, что мне известно, — начал Иван Мефодьевич, — это со слов старшей сестры Нины, и коечто рассказывал сам отец. Родился он 5 апреля 1914 года в Белоруссии, а конкретно, в небольшой деревеньке Букине Кировского района Бобруйской области. Примерно в 1916 его привезли в Сибирь мать с отчимом, носившим фамилию Барыщик.
Долгие годы Мефодий Федорович жил под неродной фамилией, может, это каким-то образом повлияло на его дальнейшую судьбу: на протяжении многих лет его не покидало ощущение, что он проживает их две. Но к этому месту вернемся чуть позже.
Поселилась семья Барыщик в нижнетавдинской стороне, на Баитовских хуторах, что за деревней Аракчино. Шли годы. Мефодий вырос. Он никогда не боялся сельского труда, работал в поте лица. Пришла пора обзавестись семьей. Из местных приглянулась деревенская красавица Марфа Икон. В 1937 молодые зарегистрировали брак, через год у них родилась дочь Нина. А в сентябре 1939 года Мефодия призвали на службу.
Вот сведения из военного билета, который он получил в 1954. Все записано с его слов.
«Призывался Мефодий Ф. из д. Восточное Велижанским РВК Тюменской области. Был зачислен в 218-й стр. полк. Присягу принял в январе 1940».
Прошел Мефодий Барыщик тяжелую войну с Финляндией. Войну с Германией начал в составе 218-го стрелкового полка. В октябре 1941 попал в плен. Долгое время находился в лагере для военнопленных, несколько раз пытался бежать. Но немцы настигали и били резиной. Затем земляка перевезли в Германию, и он до победы трудился у немецкого бюргера, выполняя всю крестьянскую работу.
— В 1945, — продолжает Иван Мефодьевич, — русские военнопленные были освобождены американскими войсками. Но возвращение русских солдат на Родину могло стоить им жизни, ведь они считались на родине предателями. Американское командование предложило освобожденным русским уехать в США. Американцы построили наших солдат в шеренгу и заявили: «Будет еще одна война, еще более страшная, она никого не оставит в живых!» Несколько человек согласились, а мой отец — нет.
Возможно, Мефодий знал или предполагал, что могло его ждать в родной стороне — годы лагерей, бессмысленная жизнь вдали от семьи, от детей… Так или не так оно было бы, кто знает? Но по дороге домой Мефодий и еще несколько солдат отстали от эшелона. Без имени, без документов он обосновался в Орловской области. Приютила его местная женщина.
— Отец был неграмотным, писать, читать не умел, поэтому мама от него ни одной весточки не получила. Война закончилась, а он не вернулся. Родные думали, что отец погиб на фронте или пропал без вести. Ушел в 1939-м, а вернулся только через двенадцать лет, в 1951 году, и о нем ничего не было слышно. За это время много воды утекло. Сестра Нина была первой, кто его встретил по возвращении его домой.
… Мефодий Федорович вернулся в родное село, чтобы восстановить свои документы. Восстановил и документы, и имя, вернул фамилию отца — Шипков. Он не хотел возвращаться к прежней семье, ведь в новой стороне его ждала любимая женщина и двое ребятишек. Не хотел, да родная сестра Александра уговорила остаться. Мефодий снова сошелся с Марфой. Жили в д. Спасское, затем в Мезенке. В 1961 переехали в Тюнево. Глава семейства работал в колхозе «Красное Знамя», потом в подсобном хозяйстве «Геолог». Вырастили и воспитали шестерых детей.
Смирился Мефодий со своей судьбой, но сердце его рвалось на части. Большое чувство и зов родной крови… Боже, как от этого уйти, ведь он понимал, что ничего не вернуть… В 1983 умерла Марфа Николаевна, пожилому человеку стало совсем одиноко. Он снова и снова просил, чтобы дети отвезли его в Орловскую область. Маленькая искорка надежды теплилась в душе пожилого человека до конца его дней. С ней и ушел 10 мая 1995 года ветеран, с ней и с болью о несбывшейся мечте.
***
фото: орден Отечественной войны Мефодия Шипкова (Барычика)