X

  • 26 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 131
  • 5630

Переводчик с начального

У сегодняшних выпускников школ на раздумья остался всего месяц-другой. И надо делать окончательный выбор — куда идти учиться.

Когда-то этот выбор стоял и перед Ларисой Феденевой, выпускницей школы N 28. Впрочем, в своем будущем она тогда не сомневалась — любимым предметом был немецкий язык, а любимой учительницей — преподаватель немецкого Галина Александровна Боярских. Лариса видела себя переводчиком, представляла, как будет вести приемы официальных делегаций, и не только в Тюмени.

Но детской мечте воспротивилась мама. Eе приговор обсуждению не подлежал: «Или в пед, или в мед». Противиться родительскому слову у них в семье было не принято, и Лариса отдала документы в педагогическое училище N 1 на отделение начального образования.

. Прошло 23 года. Сегодня Лариса Леонидовна преподает в начальных классах гимназии N 12. В этом году она стала победительницей городского конкурса «Учитель года». Получить такое признание в Год учителя — конечно, случайность, но для родителей ее учеников — абсолютная закономерность. Для них она, прежде всего, человек, который учится сам, когда учит других. Такой, с которым хочется посоветоваться.

— Лариса Леонидовна, сегодня каждый дошкольник проходит тестирование на готовность к школе. И даже если психологи дают добро, дети все равно тяжело переживают «школьную ломку». Почему?

— Со школой или без школы в семь лет у ребенка наступает переходный возраст. Он начинает ощущать себя личностью, к которой предъявляют требования. До этого его баловали, ему все прощалось, а тут — ответственность, публичные порицания. В школе происходит столкновение разных жизненных ценностей, и на адаптацию требуется время. Кому-то больше, кому-то — меньше.

— Сейчас родителям с первых дней внушают: «Начальная школа — первый шаг к EГЭ». Правильно ли это?

— В начальных классах не только приобретается набор знаний и умений. Параллельно с образовательной целью идет воспитательная. Я всегда задаю себе вопрос: «Для чего этот урок, что он детям даст?» Знания? Жизненный опыт? Но и то, и другое у современных школьников намного богаче, чем мы думаем. Ученики меня каждый раз потрясают, когда на уроке литературы приводят примеры из собственной жизни. Тут и смех, и слезы, и глубокая философия. У них очень богатый внутренний мир. Только взрослые не всегда находят время, чтобы в него окунуться или хотя бы заглянуть. Мы все оставляем на потом.

— Термин «трудные дети» раньше применялся только к подросткам. Теперь его употребляют и в отношении первоклашек…

— Конечно, приятнее, когда перед тобой ученик, который уже умеет читать, писать, да еще и слушается во всем. Но если все будут одинаковыми, откуда возьмутся индивидуальности и, тем более, гении? Не надо всех стричь под одну гребенку. Да, есть общие правила поведения. Но чтобы добиться их выполнения, одному надо сказать строго, второго — погладить, третьего — приобнять. Из таких мелочей и состоят педагогические приемы. Очень важно не сломать хрупкий розовый мир первоклассника. Иначе

— снизится самооценка, повысится тревожность и пропадет желание учиться. Кто от этого выиграет?

— Говорят, что учителю начальных классов легче всех. Азбука -не таблица Менделеева, а арифметика — не геометрия.

— Мы должны постоянно учиться. Не только потому, что меняются программы и стандарты обучения. Учитель начальных классов — специалист самого широкого профиля. Он должен быть эрудированным и грамотным во всем. Никогда не знаешь, о чем тебя завтра спросят. Первоклашки порой умудряются задать такое «А почему?», что под угрозой оказывается весь выстроенный ход урока.

— Чем, например, удивляют вас первоклашки?

— Поражает их повсеместное увлечение астральными мирами. Мы в первом классе и слов-то таких не знали. Маги, феи, потусторонние миры — все это, вроде бы, не так и плохо. Но мне кажется, для родителей — это сигнал задуматься. Возможно, у ребенка -неприятие мира, в котором он живет. В нереальности ему легче и проще. Вначале это безобидная игра, а что дальше? Может, лучше сразу переориентировать его на спорт или искусство?

— Идти к цели всегда сложно. Все ли средства хороши?

— Ни в коем случае нельзя унижать ребенка. Даже если он совершил отвратительный поступок. Надо не топить его, а руку подать. Помочь делом, советом, примером. Слово может спасти, может убить, а может повести за собою полки. Эти дети — равные нам. Мы не выше, хотя и с большим опытом.

— Что вы считаете самым сложным в работе учителя начальных классов?

— Найти взаимопонимание с родителями. Они смотрят на ребенка через одну призму, мы — через другую. Вот где мне пригодились навыки работы переводчиком. Каждую сторону надо выслушать до конца, не перебивать, понять, в чем камень преткновения, в чем первопричина, а потом перевести на понятный всем язык.

— Кто все-таки больше виноват, если возникает непонимание?

— Легче всего претензии предъявить учителю. Надо и на себя обратить взор: «Я-то все сделал?» Учителя ведь — те же люди, хоть и возложено на них государственное бремя. Они устают, у них большой профессиональный износ. Крутишься весь день как белка в колесе: тетради, планы, отчеты, подготовка.

— Не жалеете, что стали учителем?

— Сейчас не жалею. Первое время была обида на маму, что не позволила мне заняться любимым делом, но она давно прошла. Зато теперь у мамы на меня — обида. У тебя, говорит, вечно времени на нас нет. Свободного времени, и правда, не хватает. На общение с семьей, близкими. На театр, кино, любимые книги. И дети постоянно спрашивают: «Мама, когда же ты начнешь печь нам пироги?»

— А мечта у вас есть?

— Мечта — видеть успешными своих учеников. В этом — высшая награда учительского труда.

P.S. 26 апреля у Ларисы Леонидовны будет особый день. В школе N 70 начинается первый тур областного конкурса «Учитель года». Как победитель городского этапа конкурса, Феденева будет представлять Тюмень. Пожелаем ей удачи!

***
фото: Лариса Феденева на уроке в 1 «в»

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта