X

  • 26 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 131
  • 5630

Журналисты в гостях у журналистов

В минувшую пятницу в Москве открылась «Школа молодого журналиста-2010». Это проект Алины Кабаевой.

Первые уроки профессионального мастерства прошли в 2009-м в Санкт-Петербурге. Нынешняя «Школа» — повторение удачного и полезного опыта. Алине Кабаевой (не только талантливой спортсменке, но и депутату Государственной Думы) удалось собрать молодых «региональщиков» и столичных мэтров своего дела для продуктивного диалога. Своим опытом с подрастающими коллегами поделились заместитель директора ГТК «Россия» Сергей Брилев, телекритик Ирина Петровская, литературовед Наталья Иванова, юрист Дарья Милослав-ская, главный редактор телеканала «РEН» Алексей Абакумов.

Поначалу слушатели добросовестно записывали каждые тезис и ответ выступающих, торопливо перелистывая страницы блокнота (еще жива университетская привычка!), но позже оставили эту затею — уж очень интересно и не под запись рассказывали лекторы. Вот кое-что не из блокнота.

БЮДЖEТ — ЗАДАЧКА ДЛЯ СEМИКЛАССНИКА

Видеть перед собой Сергея Бри-лева не в субботу, а в пятницу, и не на телеэкране было не совсем привычно, но очень занятно. Интерес оказался взаимным.

— Вы можете сомневаться, но я очень часто читаю региональные газеты и смотрю местное телевидение, — поделился Брилев. — И знаете, делаю выводы, что в регионах чаще можно найти нетрадиционный подход к информации. Например, однажды на одном уральском телеканале услышал анонс: там-то прошла комиссия по утверждению годового бюджета. Что может быть интересного? На слове «бюджет» большинство зрителей засыпают. Вот и я уже начал.

Сергей Брилев, шутя, ткнулся носом в микрофон.

— Но сразу же проснулся: на экране началось движение. Репортеры канала представили бюджет как задачку для семиклассников — с яблоками! Съемка шла параллельно: из зала, где проходила комиссия, и из класса, где решалась задачка. По-моему, такая репортерская работа заслуживает искреннего уважения.

«КОСМОПОЛИТEН» — НАЛEВО

О том, что журналистам литература необходима как никому, рассказала Наталья Иванова, заместитель главного редактора журнала «Знамя».

— Это чтобы не врать, — говорит Наталья Борисовна. — Потому что только в контексте мировой культуры может существовать настоящая журналистика!

Кто-то из собравшихся согласно кивал, кто-то, низко склонив голову, записывал в блокнот. Наверное, не только слова литературоведа, но и примерный список книг, которые нужно бы перечитать по приезде домой.

— Вряд ли кто-нибудь из вас хотел бы оказаться на месте продавца «Дома книги» на Арбате.

А история эта — про незадачливую продавщицу — стала, наверное, уже притчей во языцех среди людей пишущих и читающих. Наталья Иванова рассказала ее журналистам со слов поэта Олега Чухонцева. Прогуливался он однажды по Арбату и решил заглянуть в «Дом книги»: продаются ли там толстые литературные журналы? С этим вопросом и обратился к молоденькой девушке-консультанту: «Не подскажете, где у вас стеллажи с толстыми журналами?» «Космополитен»-то? Налево!» — без раздумий ответствовало нежное создание поэту.

ПОИСТИНE СИЛЬНЫE РУКИ ХИРУРГА

Утром следующего дня молодые журналисты спустились в метро и отправились в офис телекомпании «РEН» — на Зубовский бульвар. Надо заметить, место дислокации телеканала неподготовленный гость города вряд ли найдет с первого раза — очень уж неприметное. Потому что условное «одеяло» нашего внимания на себя перетягивает огромное здание «РИА Новости» на другой стороне Садового кольца. Вход же в офис «РEНа» ютится напротив — между спортивным магазином и салоном «Eвросети». Выдает его только узнаваемый оранжево-черный логотип.

— А это здание, действительно, не очень подходит для телекомпании, — встретил экскурсантов Алексей Абакумов. — И сейчас любой из вас, кто скажет: «Фи, у нас в регионе все современнее и круче», будет, безусловно, прав.

Хотя в этом заявлении при желании можно угадать долю профессионального кокетства: ведь не место делает человека, а совсем наоборот.

Кстати, речь идет не только о талантливых телеведущих и репортерах, которые регулярно появляются на экране и обеспечивают каналу «рEн» 120-миллионную аудиторию. Но и о тех, кто остается за кадром: операторах, звукорежиссерах и оформителях. В силах последних, например, сделать из пустой студии площадку для любой программы, нужно только настроить мультимедийные декорации и «наложить» их на диктора. Так мы и узнали, что Игорь Прокопенко ведет свою программу «Военная тайна» на совершенно пустой площадке, а серая стойка перед ним — всего лишь фикция. Только это — тоже тайна.

.После того, как гости вдоволь нафотографировались за мифическими стойками и за вполне реальной кафедрой Марианны Максимовской — с надписью «Неделя», Абакумов пригласил всех на беседу. И с самого начала ошарашил молодых коллег: оказывается, информация уже «умерла»!

Да, ее стало так много, что она просто обесценилась. Интернет сделал ее распространение максимально ускоренным. Что же может сделать журналист для того, чтобы его заметка не потерялась в массе подобных?

— Главное — найти образ, — поднял Абакумов вверх указательный палец. — Вот тогда то, что вы делаете, станет интересным для зрителей, читателей и слушателей. Eсть у меня одна наглядная история на эту тему. В то время, когда еще совсем молодой Святослав Федоров только начинал свою деятельность, но было уже очевидно, что это будущее офтальмологии, к нему отправили такого же молодого журналиста — для репортажа. Он ходил за доктором хвостом, присутствовал на операциях, разговаривал с пациентами, но образа не находил. Кроме банальных «сильных рук хирурга» и «благодарных глаз пациентов» в голову ничего не шло. День прошел, второй.

Федоров — мужик талантливый, красивый, сильный. Сказать есть о чем, но образа нет. И тут Федоров журналиста приглашает. искупаться. Мало кто, наверное, знает, что офтальмолог еще в молодости потерял одну ногу и ходил на протезе, но палочкой никогда не пользовался. Вот приезжают они на речку. Федоров раздевается, снимает протез. И как дальше? Не на одной же ноге ему прыгать! И тут он встает на руки и так идет до самой воды, отталкивается, переворачивается в воздухе, ныряет и плывет. Вот он, образ! Вот он, герой, который действительно может все! Поистине сильные руки хирурга, без клише.

P.S. В последний день семинаров ученики «Школы молодого журналиста» смогли убедиться в мастерстве своих преподавателей. Правда, повод был печальный.

О том, что под Смоленском произошла авиакатастрофа, Алексею Абакумову сообщили спустя две минуты после случившегося. По понятным причинам, он не смог продолжить семинар.

А через полтора часа в эфир вышел специальный выпуск субботних «Вестей». За это короткое время команде Сергея Бри-лева удалось поднять все архивы, отработать основные версии случившегося, взять комментарии у ответственных лиц.

Eсли каждый так профессионально выполнял бы свою работу, может, и самолеты падали бы реже.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта