X

  • 26 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 131
  • 5630

Новое платье для старых сетей

Этим летом Тюмень ждут две волны суточных отключений холодного водоснабжения. Говорят, что масштабы плановых ремонтов будут беспрецедентными.

«Копают каждый год, а лучше не становится», — так говорит один мой добрый знакомый, и в чем-то он прав. Когда старенький костюмчик перелицовывают местами, новее он не становится. А ткань, которую давно съела моль, как ни штопай, все равно прохудится. Надо брать новый отрез и менять крой.

По такой же схеме и решили пойти в этом году в «Тюмень Водоканале». При проведении летней ремонтной кампании будут больше менять, чем латать. Генеральный директор предприятия Сергей Шишов для реконструкции тюменских водопроводных сетей предложил многоступенчатую программу работ. Разработано восемь программ, словно вытекающих одна из другой.

Вначале проведут замену 50 магистральных задвижек. В таких объемах ремонт запорной арматуры на сетях не проводили никогда. Лет 15 назад в этом еще не было необходимости, а позже — началась «перестройка», а затем безденежье. Железо износилось, трубы стали рваться, задвижки перестали сдерживать напор воды. Для устранения аварий приходилось отключать по полгорода.

Пятьдесят задвижек — это довольно много, но в водопроводной сети города их около 13 тысяч. Менять надо большинство, но демонтировать все в один год — нереально. Пришлось бы снимать по сорок штук в день. Такая работа требует длительной предварительной подготовки трассы, поэтому, как показывает практика, в день бригада может переставить одну, максимум две.

Невозможно сразу закрыть и все аварийные участки. Общая протяженность водопроводной сети города — 833 километра. 125 из них требуют первоочередной перекладки. И главная загвоздка здесь не только в отсутствии человеческих или технических ресурсов, а в финансировании. Например, по словам Сергея Шишова, для перекладки одного участка водовода от Велижанского водозабора до города, на котором в феврале произошла крупная авария, требуется около миллиарда (!) рублей.

На текущий и капитальный ремонт водопроводных трасс и сооружений в этом году в тарифе заложено 117 миллионов рублей. Деньги огромные, но требуется в разы больше. Например, для того, чтобы в течение трех лет переложить самый минимум -125 км водосетей и 40 км канализации, надо найти три миллиарда.

Посчитано, и во сколько обойдется перекладка основных аварийных участков — по улицам Широтной, Щербакова, Парковой, Таллиннской. В 410 миллионов рублей! Где их взять, из каких источников финансирования? Если закладывать сумму в тарифе, то придется его поднимать на… 90%. Это невозможно.

Чтобы провести ремонтные работы летом 201 0 года, городу предстоит пережить два суточных отключения холодной воды. Предположительно 5 и 19 июня. Все дни приходятся на субботу. Сценарий отключений таков. В 24 часа в пятницу остановят станции второго подъема. Затем перекроют задвижки и начнут сброс воды (он займет около восьми часов). В субботу с 8 утра и до 18 часов проведут работы на магистральных водоводах. Ближе к ночи того же дня начнут запуск насосных станций второго подъема и подачу воды в магистральные водоводы. К шести часам утра воскресенья это должно быть завершено, и к 12 часам давление в сети нормализуется.

Таким образом, ближние к очистным сооружениям районы города проведут без водоснабжения 24 часа, а дальние — около 30.

Чтобы все прошло без сбоев, сейчас ведется подготовительная работа: выполнена проектно-сметная документация, составлен проект производства работ, определены состав аварийных бригад и перечень необходимых материалов, комплектуются узлы для замены и врезки задвижек.

Плановые замены запорной арматуры и временные отключения водоснабжения — не наше изобретение. По подобному принципу работают все российские водоканалы. Как сообщил Сергей Шишов, они создавались примерно в одно и то же время и сейчас находятся примерно в одинаковом техническом состоянии. В Волгограде, например, подобные мероприятия проводятся два раза в год — весной и летом.

В январе-феврале всем водоканальщикам, конечно, пришлось поволноваться. Зима выдалась аномально холодной. Как следствие длительных морозов — небывалая глубина промерзания грунта. Больше, чем нормативная глубина залегания труб. В нашем регионе она должна быть 2,5 метра, а земля застыла на 2,8, а местами даже на 3,2 метра. И до сих пор эта мерзлота еще не оттаяла. Подтаял лишь верхний метровый слой, а снизу сохраняется полутораметровый «холодный термос», в котором лежат трубы. И такой перепад температур, от минуса к плюсу, для всех материалов — испытание на прочность. А особенно для хрупкого чугуна, из которого сделаны магистральные трассы. Если еще учесть их возраст.

Во избежание перемерзания труб зимой приходилось прибегать к экстремальным методам. Например, рекомендовать пользователям. не отключать полностью воду. Пусть течет тоненькой струйкой. Во избежание застоя на тупиковых участках. Водопотери в данном случае не так страшны, как отогрев застывших труб. Это дороже раз в двадцать, с учетом работы людей и техники. А некоторые участки, например, на улице Большая Заречная, отогревали в месяц по нескольку раз.

Много неприятностей доставляют коммунальщикам и бесхозные сети, которых в городе почти 120 км. Их содержание, эксплуатация и ремонт в тарифе не заложены, но обслуживать все равно приходится. Когда в результате аварии вода заливает пол-улицы, людей не очень волнует, есть ли хозяин у этой трубы — им важно, чтобы порыв был устранен.

В «Тюмень Водоканале» разработали мероприятия сразу на три года вперед. В программу восьми комплексных пунктов входят: очистка и ремонт колодцев, ревизия гидрантов, водоразборных колонок, запорной арматуры, восстановление поврежденных и врезка новых участков водопровода, ремонт камер. Таким образом, планируется кардинально изменить режим работы всей системы: нормализовать давление в трубопроводах, исключить возможность возникновения гидроударов, снизить аварийность.

Идеального коммунального хозяйства, конечно, не бывает. Техника ломается, железо старится, люди ошибаются. Без ремонтов и планового обслуживания не обойтись. Они были и будут всегда. Но, по мнению Сергея Шишова, надо стремиться к тому, чтобы любые задачи были решаемы, чтобы всегда хватало средств и сил.

***
фото: Замена задвижки.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта