X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Туристические страсти

Интернет не только помогает, но и порой ставит подножки. Так считают старожилы туристического рынка Тюмени, которые собрались обсудить свои насущные проблемы за «круглым столом».

Среди прочих: влияние отмены лицензирования на качество услуг, преимущества и недостатки онлайн-бронирования, вопросы внутреннего и въездного туризма нашей области, тенденции развития турбизнеса и взаимодействия авиакомпаний с агентствами.

Заседание под названием «Горящая путевка в бизнес: пути развития туристической отрасли в Тюмени», организованное «Тюменским Бизнес-журналом», прошло в технопарке.

ЗАЧEМ ОТМEНИЛИ ЛИЦEНЗИИ?

Директора и замы шестнадцати маститых тюменских агентств, которых не сломили ни дефолт, ни кризис, ни налоговые инспекторы, не были единодушны в оценке ситуации на рынке этих услуг. Разговор начали с отмены лицензирования в турбизнесе, которая способствовала увеличению числа новых агентств. На сегодняшний день в Тюмени их более двухсот. Свою радость по поводу отмены обязательного лицензирования высказала директор «Арго-тревел» Татьяна Жбанова. Она констатировала, что профессионалы в любом случае работают стабильно круглый год, независимо от сезона и каких-либо новшеств. Геннадий Черняев из «Твог-экспресса» высказал полярное мнение: «Отмена лицензирования — это горе и для нас, и для туристов. Вновь открытые фирмы-однодневки продают туры через Интернет, делают большие скидки, обманывают. Могут пообещать песок, а будет галька! А ведь у турагентств процент прибыли очень небольшой. Eсли еще и скидки давать, то не на что будет жить».

Геннадия Александровича поддержала Татьяна Денисенко, директор «Одиссеи»: по ее словам, люди уезжают на отдых, «непрофессионально отправленные». Упреки в адрес фирм-«подснежников» и нелицензированных самозванцев спровоцировали волну возмущения.

Однако хочется все же разобраться: что же такое профессионализм в туристической сфере? Фирмы-долгожители утверждают, что предлагаемый ими сервис помогает клиенту экономить время и силы, выбрать достойный продукт по цене и качеству. И, в конечном итоге, агентство несет ответственность за качественный отдых. Потому что, и это главное, сотрудники турфирмы делают все, чтобы клиент обратился к ним снова. И не секрет, что у каждого агентства — свой круг клиентов.

Вот она-то, клиентская база, и есть тот непоколебимый оплот, что выдержит не один кризис. Вот только мешаются новички. После отмены лицензирования открыть турфирму и оттянуть энную часть клиентов, позарившихся на дешевизну, может любой инициативный предприниматель. Вчера — парикмахер, сегодня — турагент. А разве это плохо? Плохо для тех фирм, которые обросли клиентами, репутацией, и не хотят пускать на этот рынок новичков. Но рынок, хочется напомнить, на то и существует, чтобы выбирать лучших. И не надо забывать, что маститые турфирмы когда-то сами начинали строить свой бизнес на пустом месте.

САМ СEБE ТУРАГEНТ

Рядовой турист перед мощной индустрией путешествий беспомощен. Точнее, был таким еще в недавние времена. Но с приходом всемогущего Интернета поумнел, начал «выпрягаться» и действовать самостоятельно. Без помощи посредников покупает билеты на самолеты, бронирует гостиницы и даже (самый продвинутый) оформляет визы. Турагентствам такой расклад не по душе. Предложенный ими сервис (а это перепродажа тура, предложенного операторами, которые, как правило, базируются в столице и в последнее время совершенно доступны на своих роскошных сайтах) становится не совсем востребованным.

Потенциальные же клиенты ищут во Всемирной сети отели, прокладывают маршруты, созваниваются, бронируют. Да, на это уходит немало времени, порой нервов, но, почувствовав себя в роли организатора собственного тура, многие отказываются от услуг агентств.

Например, многие мои знакомые путешествуют по миру самостоятельно. Кто на машине, кто — самолетом, и даже пешком. Это, надо сказать, затягивает. Впрочем, без агентства не обойтись при оформлении визы в некоторые страны. Надо купить хотя бы самый дешевенький тур.

Вряд ли я занимаюсь агитацией в пользу самодеятельного туризма, но и граждан тоже понять можно. Хотя клиентов, которые полагаются только на вкус и выбор агентством маршрута, по-прежнему много.

По словам директора «Одиссеи» Татьяны Денисенко, один «продвинутый» клиент долго сомневался и искал лучший вариант, но потом купил в ее агентстве путевки на шестерых членов семьи, сэкономив по 150 долларов на каждого. Вот ведь удача! И человек доволен, и агентство получило прибыль, а еще и уважение клиента. Значит, и в другой раз обязательно придет. Так, кстати, формируется клиентская база.

Хотя у каждого — свои методы продаж. «Подберите себе тур, и мы продадим Вам его дешевле» — призывает слоган из Интернета. Кто-то покупается и приобретает такой тур. А иные по привычке идут к своим знакомым в турфирмы, своим рублем стабилизируя положение на местном рынке.

КТО EДEТ В ТОБОЛЬСК?

Когда-то, лет тридцать назад, в Тюмени был круизный туризм. Старенький «Тобол» бороздил просторы Оби и Иртыша. Путевки на этот маршрут покупали даже иностранцы. Возвращались из путешествия, переполненные впечатлениями, с сувенирами северных народов: рыбой и изделиями из меха оленей.

Вы не поверите, но и упомянутый Павлом Шаманенко, директором фирмы «Глобус-тур», шикарный круизный корабль «Михаил Светлов» нам тоже оказался не нужен и нынче ходит по Лене, два раза в год обслуживает ни больше ни меньше, а шведского короля!

— У нас шикарные реки для развития водного туризма, но нет круизных кораблей. А ведь этим надо заниматься. Конечно, без поддержки государства и инвесторов ни один туроператор с этой задачей не справится, — сказал Павел Анатольевич, когда начали обсуждать довольно болезненную тему внутреннего туризма. Из всех собравшихся за «круглым столом» только четыре представителя турфирм занимаются организацией путешествий подобного рода. Конечно, зарабатывать на продаже заграничных туров выгодно и не так хлопотно. Но, несмотря на постоянные призывы властей, популярность путешествий по тюменской земле оставляет желать лучшего.

Оптимизма в тему добавили тоболяки, которым реально приходится работать на приеме туристов. Как сообщила директор фирмы «Eвросезон» Лариса Раевская, в 2008 году «жемчужину Сибири» посетило 168 тысяч туристов, паломников и экскурсантов, а в 2009-м показатель, по понятным причинам, снизился на 17%.

Как это ни странно, но миновавший кризис все же помог внутреннему туризму. Тюменцы обратили внимание на то, что у нас есть и что можно посмотреть. И где отдохнуть. Даже корпоративные клиенты, некогда проводившие выездные семинары и советы директоров на Кипре и Мальдивах, поменяли свое ориентиры на Тобольск.

И не удивительно, что сегодня город на Иртыше принимает гостей больше, чем собственное население.

Но не одним Тобольским кремлем и Абалаком может гордиться наша область. Потенциала в развитии внутреннего туризма хоть отбавляй. Только кто жаждет этим заниматься, пока не ясно.

***
фото: Верхотурье – край паломников и один из популярных уральских турмаршрутов

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта