Автономное плавание школьного корабля
«Для населения среднее образование, было, есть и будет бесплатным», — повторял директор департамента образования Тюмени Павел Креков, когда мы разговаривали о законе, который на днях подписал президент России Дмитрий Медведев.
Если вкратце — закон изменит статус образовательных учреждений, именуемых муниципальными, на автономные. Это значит только то, что школы смогут зарабатывать деньги и самостоятельно ими распоряжаться.
— В наш департамент звонят родители и журналисты. Переживают, что закон неминуемо приведет к платному среднему образованию.
Переход в АУ всего лишь дает возможность более эффективно использовать учреждением внебюджетные средства. Например, для того чтобы муниципальная школа сегодня могла расходовать деньги, заработанные на платных образовательных услугах, она должна их перечислить в доход муниципалитета. Любые расходы, связанные с тратой этой суммы денег, в школу возвращаются через конкурсные процедуры. Закон позволит этого избежать и даст возможность управлять внебюджетным фондом напрямую.
— Коммерческая составляющая в школах была и есть. Но опасение вызывает якобы уменьшение государственного стандарта, что приведет к увеличению количества платных занятий.
— Есть понятие — государственный образовательный стандарт, и он лежит в основе среднего образования. Раньше мы называли его учебной программой. Это абсолютно все предметы, которые изучают в школе и по которым сдают ЕГЭ. Плюс целый ряд направлений: организация летнего отдыха, воспитание…
— А количество часов по этой программе не изменится?
— На один час в неделю увеличиваются занятия по физкультуре. По остальным предметам изменений нет.
— А что за предмет «религиоведение», который будто бы входит в новый образовательный стандарт?
— В Тюмени никаких новых предметов вводиться не будет.
— Как изменится финансирование государством заказа на образование?
— Государственная политика направлена на расширение финансовой самостоятельности и ответственности учреждения, на максимально эффективное использование материально-технической базы, которой оно обладает.
Например, в школе учатся 800 человек. Чтобы качественно выполнить государственный стандарт, нужна некая сумма, и мы вам ее гарантируем. В нее входит не только заработная плата учителя, но и материально-техническое обеспечение школы, без которого дать высокий уровень образования невозможно.
Кстати, если школа не смогла дать качественные знания учащимся, то теоретически существует возможность отзыва средств. Хотя я смутно представляю себе этот механизм, да и на практике таких случаев не было.
— А коммунальные услуги школ в статусе А У кем оплачиваются?
— Муниципалитетом.
— Скажите, сколько же денег «идет за учеником»?
— В финансовое сопровождение образования ученика входит норматив плюс заработная плата учителя, коммунальные расходы школы, оборудование и так далее.
Норматив — это федеральный компонент. Он составляет 16 тысяч 112 рублей в год на каждого учащегося. Последние два года эта сумма не менялась. Каким он станет в будущем году, пока не знаю. Вместе с региональным финансированием общая сумма финансового обеспечения на одного ученика достигает 27 тысяч рублей.
Не уменьшилось и количество средств, которые мы вкладываем в ремонт и реконструкцию учебных заведений, хотя готовились к более сложному варианту развития событий.
— А контроль за расходованием внебюджетных средств кто осуществляет?
— Управляющий совет. В него входят родители, учителя, представители профсоюзного комитета и школьники. Одной из функций совета является утверждение сметы расходов школы. Но ученики, как правило, к решениям по распределению средств не допускаются. Мы рассчитываем, что роль управляющих советов в школах возрастет.
— Забота о качестве знаний ребенка волнует каждого родителя: ведь им давать дальнейшее образование, на которое не у всех есть средства. Как, по вашему мнению, можно спросить с учителя?
— Знания учеников показывают промежуточные аттестации. Результаты мы отслеживаем, и, если видим, что применительно к Иванову или Петрову государственный стандарт не выполнен, то есть они двоечники, необходимо восстановить стандарт. Это не только проблема родителей, но и учителя, который во внеурочное время должен заниматься с такими детьми бесплатно.
Но если идет речь об углубленном знании предмета или втором иностранном языке, то занятия будут проводиться на платной основе. Я уже не говорю о хореографии или аэробике.
— Если родители не имеют возможности оплачивать дополнительные занятия для своего ребенка, готового, например, углубленно изучать математику или физику, что им делать?
— Все дополнительное образование для детей из малообеспеченных семей — бесплатное.
Сейчас выходит на первый план качественное улучшение внеклассной работы по предмету. Учитель будет заниматься с детьми по своему предмету после уроков. Это входит в его профессиональные обязанности.
… Когда я работал учителем истории в школе, то вел кружок истории, и это было моей обязанностью. Постепенно это снова войдет в нашу школьную жизнь. В планы на лето многие предметники уже внесли работу в кружках по своим предметам.
С нового учебного года мы начнем реализацию межведомственной программы «Одаренные дети» совместно с департаментами по спорту и молодежной политике и культуре.
Задача — вовлечь максимальное количество детей, помочь им индивидуально развиваться и обучаться. Среднестатистический ученик в наших школах не задействован: там работают либо с трудными подростками, либо с «олимпийцами». Учителя должны знать своих учеников: чем они интересуются, какое кино смотрят, какие книги читают.
… Вот сейчас мы набираем две группы по тридцать человек для поездок в Санкт-Петербург и Новосибирск. Одна группа должна быть с гуманитарным уклоном, другая — с физико-математическим. Так мы с большим трудом набираем этих ребят. Знаете почему? Сталкиваемся с ситуацией, когда преподаватели не могут определить, кто из детей гуманитарно или математически ориентирован.
— Павел Владимирович, в целом, как вы оцениваете уровень среднего образования?
— У меня есть две точки отсчета. Первое: а что бы было, если бы не было того потенциала, который в образовании есть? Сохранившийся здоровый консерватизм в этой сфере во многом поддерживает стабильность государства. Образование является важным фактором, связанным с формированием личности.
Второе: система среднего образования нуждается в качественном изменении. Не в увеличении количества сделанной работы, а в ее качестве.
Я вижу проблему в том, что третью часть «С» в ЕГЭ, которая показывает развитие творческого мышления, степень развития абстрактного мышления и способность решения нестандартных задач, сдают слабо. Почему? Как говорила Фаина Раневская, есть учитель по должности. Но призвание в учителе, враче и актрисе должно быть заложено от природы.
— Но ведь этот штучный специалист обучается профессии в тех же образовательных учреждениях, что и прочие…
— Качество педагогического образования — не всегда высокое. Проблема в том, что не все учителя знают свой предмет. У нас единицы учителей литературы, которые способны объяснить Достоевского. На протяжении десятков лет снижался престиж учителя. Поступают в педагогическое училище те, кто не поступил никуда. Кадровая ситуация — очень острая.
— Вы сами хотели бы вернуться в современную школу?
— С удовольствием. Последний урок в своей жизни я дал три года назад, уже будучи заместителем главы города Тобольска по социальным вопросам. Считаю необходимым любому человеку в системе образования выйти к доске и показать, как надо делать то, о чем ты говоришь. Есть такое понятие — главный врач, почему бы не быть главному учителю?
***
фото: Школьные будни;Павел Креков.