«Чайка» от Райхельгауза
Наверное, почти каждый человек хоть раз видел спектакль «Чайка» по знаменитой чеховской пьесе.
Ну, а если в зале Тюменского драматического театра 13 мая и были люди, для которых «Чайка» открылась впервые, то их можно только поздравить. В исполнении актеров московского театра «Школа современной пьесы», в постановке его художественного руководителя Иосифа Райхельгауза — это хорошее начало для знакомства со спектаклем.
У московского театра сильный коллектив: артисты народные, заслуженные — звезды, которых узнает в лицо и провинция.
СОРЕВНОВАНИЕ ПОД НАЗВАНИЕМ «ЧАЙКА»
Ирину Алферову и Альберта Филозова за пару часов до спектакля можно было увидеть на пресс-конференции. Иосиф Леонидович Райхельгауз сразу предложил беседовать с ними, потому что потом такой возможности может уже не представиться — будут заняты или уедут. Режиссер лишь сказал немного о спектакле «Чайка»:
— Во все времена театр помогал людям жить. Настоящий «живой» театр всегда был школой современной пьесы. Им он был, когда кричали «хлеба и зрелищ», когда Шекспир выдавал актерам последние пьесы, есть он и у Чехова, и у Островского. Мир потерял школу современной пьесы. Сейчас мы соревнуемся, кто, как сыграет, кто как поставит спектакль. Когда мы впервые ставили «Чайку», то она была в Москве семнадцатой. Сейчас другие театры оставили нас далеко позади, потому что только в Москве уже больше 20 «Чаек».
— Кому же это интересно? — удивился кто-то из журналистов.
— Узкой кучке критиков и зрителей, — прямо ответил Райхельгауз. — Но поскольку зрителей много, то каждому театру достается своя публика.
— Мое субъективное мнение: наша «Чайка» — лучшая, — добавила Ирина Алферова.
ПАРА СЛОВ О КИНО
Актеров Алферову и Филозова мы, конечно, привыкли видеть на экране.
Поэтому обойти вниманием их работу в кино и на ТВ было невозможно. Стоило затронуть эту тему, как актеры разговорились. Правда, преобладали критические замечания в адрес современного кинематографа.
— Когда вы сможете увидеть новый фильм с моим участием? — переспросил Альберт Леонидович. — Не знаю. Снимался за последние годы в нескольких картинах, но когда они выйдут — неизвестно. Вот сериал «Алые паруса» — он снят, а какой канал его купит, нужен ли он будет кому-то — кто знает?
— Я в последнее время часто и с удовольствием отказываюсь от киносценариев, — рассказала Ирина Алферова. — Я в ужасе от того, что предлагают.
Актеры говорили о том, что в кинематографе мало операторов-профессионалов. Точнее, они есть, но за свою работу просят серьезных денег, и не каждый фильм может себе позволить хорошего специалиста. Ирина Ивановна сетовала на то, что кинематографисты совершенно разучились «ставить свет». Особенно это касается телевизионных шоу, то есть сериалов.
— И вообще, если хочешь, чтобы картина удалась, надо все делать самостоятельно: заниматься гримом и светом, следить за оператором, даже за режиссером. На это не всегда хватает сил. Так что театр сегодня — единственное место, где актер может реализовать себя, — подвела итог Ирина Алферова.
— И что же, с кино так теперь и будет? — удивились журналисты.
— Так и будет, — грустно, но уверенно ответил Филозов.
СОН, ФУТБОЛ И ДРАМАТУРГИЯ
— Что вы планируете делать в Тюмени, кроме как играть на сцене? — спросили журналисты в надежде, что труппа пойдет гулять и можно будет к ней присоединиться, показать город.
— У меня только один спектакль, завтра я уже улетаю в Москву, — вздохнула Ирина Ивановна.
Ответ Альберта Филозова был кратким и по делу:
— Выспаться, — серьезно сказал он. Но вообще-то, труппа «Школы
современной пьесы» не против встречи с актерами тюменского театра. Конечно, когда наша труппа вернется с гастролей. Владимир Коревицкий и Иосиф Райхельгауз даже обещали 17 мая устроить товарищеский футбольный матч между актерами.
К слову, режиссер Михаил Заец перед спектаклем, за чашкой кофе в буфете, рассказывал, что уже видел большинство постановок театра Райхельгауза и бывал на репетициях, гостя в Москве. Говорит, у театра есть чему поучиться. На то он и «Школа современной пьесы».
Интересно было узнать, как сами авторы пьес оценивают постановки театра.
— Как сказал Борис Акунин, посмотрев «Чайку»: «Спектакль мне нравится, а вот пьеса — меньше», — смеясь, процитировал Иосиф Леонидович. — Видя свою пьесу на сцене, драматурги нередко замечают какие-то недостатки собственной работы. Но вот Людмила Улицкая (театр играет ее пьесу «Русское варенье» — О.Ч.) попросила нас не импровизировать, четко следовать ее тексту. Гришковец же иногда оставляет в своих пьесах место для импровизации, а иногда из них слова не выбросишь…
ТРИ НЕСКУЧНЫХ ЧАСА
… А вечером был спектакль, где каждую знаменитость радушная тюменская публика встречала аплодисментами. Не знаю, усложнили ли незапланированные овации в середине мизансцены актерскую задачу, но удержаться от них не было сил.
Иосиф Райхельгауз рассказал, что в Москве «Чайка» идет на двух сценических площадках. Их соединяет длинный подиум, по которому герои бегают туда-сюда. Пока на одной сцене идет действо, на второй тоже что-то происходит. Так что актеры оказываются в центре, окруженные зрителями. Они привыкли, что люди видят их со всех сторон сразу. И то, что часть сцен приходится играть, стоя к какой-то части публики спиной, давно никого не смущает.
В Тюмени, правда, все было более традиционно. Но актриса Ольга Гусилетова, исполняющая роль Маши Шамраевой, и без сценических спецэффектов сумела влюбить в себя зал. Такой экспрессивной, смешной и трогательной, а главное, естественной Маши днем с огнем не сыщешь. Впрочем, и обо всех других актерах можно сказать — каждый исключителен, каждый в этой пьесе на своем месте.
Как и обещали актеры, на спектакле было сложно заскучать. Несмотря на то, что режиссер немилосердно растянул его почти на три часа.
Гастроли театра «Школа современной пьесы» продлятся до 18 мая. Впереди еще пьесы Евгения Гришковца, Людмилы Улицкой, Бориса Акунина, Семена Злотникова. Словом, все многообразие репертуара московского театра.
***
фото: Ирина Алферова в роли Аркадиной;Врач Дорн и Маша — Альберт Филозов и Ольга Гусилетова;Юрий Чернов в роли Петра Сорина.