Мы не проспали «Музейную ночь»!
Многолюдно, весело, но, главное, интересно. Этими словами можно описать то, что творилось в центре города в ночь с 15 на 16 мая.
«Музейная ночь 2010 — Ночь пробуждения», и правда, разбудила город. Причем не только звоном будильников, голосами и музыкой, но и разнообразием выставок, общим доброжелательным настроем и радостью. Да и разбудила не только ото сна. Еще — от равнодушия к тому богатству, которое наш музейный комплекс не только хранит, но и умеет правильно показать.
… Действо началось за час до официального открытия. Неторопливо прогуливающуюся по Цветному бульвару публику привлекли молодые ребята в голубых и розовых ночных пижамах и колпаках. Студенты-режиссеры академии культуры, искусств и социальных технологий (это они не испугались 30-градусной жары и нарядились в теплую фланель) зазывали всех к музею изобразительных искусств, раздавали флажки и подушки с логотипом «Музейной ночи». И когда вышли на улицу Орджоникидзе, то вели за собой толпу человек в семьдесят.
О том, что шествие не спонтанное, а организованное, напоминают лишь окрики сотрудников правоохранительных органов: «Не отставайте! Идите кучнее!» Их можно понять: ради шествия пришлось закрыть улицу для движения транспорта. Они торопятся открыть дорогу, оставив для гостей праздника только участок перед входом в музей.
Сбоку от крыльца заранее поставила свою палатку «Радиостанция Победы». Звукорежиссеры и ведущий прямого эфира, краевед Валерий Чупин ждут, когда завершится церемония открытия, чтобы расспросить горожан о том, что для них «Музейная ночь».
А на сцене перед музеем тем временем разворачивается представление: звенит большой будильник в руках директора музейного комплекса Павла Головина; задорно выступает коллектив «Производная» из ТюмГУ; летят в толпу подушки; детский ансамбль «Музыкальный трамплин» почему-то исполняет «Песенку военных корреспондентов». «Выпьем за победу, за свою газету» — поют ребятишки. Взрослые смеются, потому что репертуар для юного коллектива немножко странный.
Пришлось ждать еще час, чтобы войти в музей ИЗО. Хлынувший в двери людской поток все не кончался. Очередь, уткнувшись в программки «Музейной ночи», обсуждает, на какую выставку пойдет в первую очередь. Будет ли это «Эхо Великой Победы», которой гордятся музейные дизайнеры, или привозная страшилка «Тайны старинного замка»?
— Смотрите, здесь написано, что Константин Панков — тюменский художник и ветеран, — говорит одна из посетительниц. — Скромно в программе его представили, это же человек с мировым именем! Где зал с его выставкой?
Мы же в первую очередь выбираем для себя выставку «Путешествие с фонариком» и бежим на четвертый этаж, где нам выдают по фонарику и пропускают в темный музейный коридор.
Эту записанную на пленку экскурсионную лекцию, что сопровождает прогулку по экспозиции, я бы с удовольствием сохранила в своем плеере и слушала по пути на работу. Голос из динамиков рассказывает о старой деревянной Тюмени, фонари выхватывают из кромешной тьмы старинные дымники, наличники и зеркала, рисуют на стенах причудливые тени. Мы видели эти экспонаты много раз, приходя в музей, но в темноте возникает ощущение, что идешь ночью по настоящей улице. По улице, которой нет.
Впечатленные, проталкиваемся по лестнице вниз, заглядывая по пути в залы. Вот они — шесть акварелей Константина Панкова. Его тундра словно снята с высоты полета вертолета, а потом раскрашена смелой кистью. Его бегущие олени, люди, что могут быть выше деревьев, речки с качающимися на волнах лодками. Как жаль, что написал художник немного!
— Война забрала, — говорит пожилая посетительница девочке-школьнице, видимо, внучке.
… В саду музея-усадьбы Колокольниковых, следующая остановка нашего маршрута, ступить негде. Люди идут, держась за руки, чтобы не потеряться в толпе. С виноватым видом топчут газоны и цветочные кусты у стен. Неудобно перед музейными работниками, но как, же иначе протиснуться к концертной площадке? Ведь оттуда несутся веселые песни. А встав на цыпочки и вытянув шею, видишь, что парикмахеры салона красоты «Каре» приступили к конкурсу стильных причесок «Пробуждение в ночи». Вооружились ножницами и расческами и как волшебными палочками колдуют ими над головами гостей-добровольцев. А впереди еще выступление джазовой певицы Инги Лударевой и спектакль «Носферату» театра «Ангажемент». Вот и его художественный руководитель Леонид Окунев, что исполняет главную роль. Отошел вглубь сада и репетирует там тихонечко. А на то, что через металлические прутья забора с улицы на него смотрят случайные зрители-прохожие, внимания не обращает.
Пришлось пробираться в музей через служебный вход, где толпятся артисты, репетируют танцоры, волнуются перед выходом на сцену вокалисты. Иначе ни за что не успеть во все музеи, на все выставки и выступления.
— Вы и ночью здесь дежурите? А привидения есть? — спрашиваем у охранника Евгения.
— Такое бывает? — удивляется он.
— В музее «Дом Машарова», говорят, были.
— Нет, — смеется он. — Все спокойно. У нас только Блюхер, Егор Расторгуев и какой-то из Александров.
— Александр Николаевич, — серьезно представляется высокий молодой человек. — Цесаревич.
Соглашается сфотографироваться с двумя девушками. Чувство, что мы не в Тюмени, а на Дворцовой площади в Петербурге, где все путают императрицу Елизавету с Екатериной Второй — актерами, одетыми в костюмы исторических персонажей.
В музее Колокольниковых знаменитостей играли бывшие сотрудники музея, которые в эту ночь не смогли остаться в стороне от праздника.
— Вообще-то, меня зовут Василием, — признается, наконец, наш «Александр Николаевич». — Я и в прошлом году работал на «Музейной ночи», но тогда проводил экскурсии. Весь вечер и часть ночи без перерыва! Очень тяжело. В этом году решили, что я буду просто отвечать на вопросы гостей, если они будут их задавать.
В это же время в музее «Дом Машарова» возник дом мод -модели агентства «Клеопатра» демонстрировали модную летнюю одежду. К сожалению, замечательную выставку «Кошачий глаз и Великий Полоз: каменные фантазии по сказам Петра Бажова» посмотрели далеко не все. В зал пропускали небольшими группами — три-четыре человека, и у публики не нашлось сил несколько часов стоять в очереди. Зато в этом музее собрались родители с детьми: для них шел спектакль от Маленького театра кукол.
— Почему считается, что музей — это скучно? — удивляется фотокор Виктория на бегу к конечной точке нашего маршрута — музею «Городская Дума». — Считается, что если музей, то говорить надо шепотом, смеяться нельзя, ходить надо на цыпочках. Как люди не понимают, что на самом деле музей — это интересно!
Кстати, в музее «Городская Дума» можно было не только смеяться и разговаривать, но даже улечься на футон (это такой большой матрац), расстеленный на полу в зале, где стоит скелет мамонта. И смотреть кино о древних животных, которое проектор транслировал на потолок. Чем довольные посетители и занимались: разувались и укладывались рядочками, как овощи на грядке. Некоторые умудрялись даже задремать. Наверное, потом рассказывали об этом знакомым. Ну, когда еще такое возможно? Только в эту волшебную ночь.
А в полночь у музея «Городская Дума» зазвонили множество будильников! Их принесли с собой студенты академии культуры, искусств и социальных технологий, музейщики и гости праздника. Возможно, эта акция музейного комплекса имени Словцова даже попадет в Книгу рекордов Гиннеса.
…. Говорят, народ шел в музеи и в два часа ночи. Уставшие смотрители и экскурсоводы принимали поздних гостей, которые, как Винни-Пух, все не желали покидать радушных хозяев.
***
фото: Павел Головин и ведущий праздника Александр Созонов;Выступает творческий коллектив «Производная»;Василий, он же «цесаревич Александр», и две нечаянные фрейлины из публики;Студентка Ани — одна из агитаторов за «Музейную ночь»;Сотрудник музея-усадьбы Колокольниковых Евгений Бушаров в роли маршала Блюхера;Очередь у входа в дом Колокольниковых;Взгляд на сокровища тюменской резьбы с помощью фонарика;Исполнители главных ролей в спектакле «Носферату» — Игорь Кудрявцев (слева) и Леонид Окунев.