Собрание взволнованных родителей
— Мне никто не сказал, что такое реформа образования. Говорят, что учитель будет получать 20-25 тысяч рублей. За счет чего собираются повышать? За счет платного образования? А проект «Наша новая школа» — о чем он?
… У представителя педагогического сообщества Ольги Голиковой вопросов больше, чем ответов. На митинге перед микрофоном она размышляла о том, какие последствия могут ожидать школу «в режиме автономного выживания». Митингующие слушали ее внимательно и кивали головой в знак одобрения.
Несколько десятков людей пришли в субботний солнечный день на митинг против реформы образования. На площади у памятника Ленину выстроились полукругом, чтобы прохожим были видны их требования.
Надписи на плакатах: «Мы за бесплатное среднее образование», «Платные школы и больницы — позор и гибель России», «Мы против реформы бюджетной сферы», «Школа должна служить народу, а не бюджету».
Солнце палило, дети рисовали мелками разноцветное будущее, играли воздушными шариками, и счастливые молодые родители умилялись их радостному настроению. Подумалось, что в этой атмосфере уместнее были бы детские песенки, а не взволнованные голоса взрослых.
— У меня хорошая зарплата, — рассказывает Ольга Валерьевна, мама сына-школьника. — Факультативы в нашей школе — платные, они для меня не в тягость, но ведь это только начало.
Информацию она черпает в Интернете, в частности, на учительском форуме. Как оказалось, Интернет и телевизор — самые популярные источники информации среди пришедших на митинг. Но эти источники часто противоречат друг другу. А как на самом деле?
… Отец трех детей, старший из которых учится в 9-м классе школы N 69, воспользовавшись приглашением к свободному микрофону, сообщил:
— На родительском собрании нас предупредили: если не будете посещать платные предметы, то пятерок на едином государственном экзамене не получите. Это и есть «добровольный выбор и добровольная плата за дополнительное образование»? Имеет смысл выгнать чиновников от образования и директоров школ и поставить на их место директоров рынка. Надо не покупать образование, а учить!
Народ аплодировал. К мужчине тут же подошли два журналиста. Кстати, нас было мало: митинг против государственных новаций не займет своего места в местном топе новостей.
… Девушка с фотоаппаратом привлекала мое внимание: явно школьница. Спросила у нее как у «первоисточника»: приходится ли ей покупать образование?
— Да, — отвечает. — За подготовку к ЕГЭ в обязательном порядке собрали 8768 рублей за год.
Рядом оказалась молодая мама с коляской. Представилась Марией. На перемены смотрит с подозрением:
— Идет целенаправленное истребление нашей молодежи, — убеждена Мария. — Необразованными легко управлять. Видите, сколько пришло родителей с малышами? Нам не все равно, что будет с нашими детьми!
Мария не сомневается, что выходить на митинг необходимо. Хотя многие не верят, что с помощью публичных акций можно что-то изменить. Мария здесь во второй раз: первый митинг по поводу несогласия с реформой школьной системы проходил в начале мая.
— Теперь пришло больше народа. А 1 июня продолжим свои выступления и надеемся, что в наших рядах прибавится.
… Плакат «Руки прочь от наших детей» наполовину закрывал фигуру молодой женщины в модных темных очках. Рядом с ней стояла еще одна, и они о чем-то увлеченно беседовали. Оказалось, по теме митинга, только по другой: против введения в России ювенальной юстиции западного образца. Женщины пояснили, что любой запрет родителя в западной системе координат квалифицируется как «лишение ребенка права на индивидуальность», а наказание — как «психологическое или физическое истязание».
В это время в тени сирени человек шесть выстроились и грустно запели. Характерная одежда и молитвенники в руках указывали на православных. Рядом стоял столик, где можно было оставить свою подпись против этой самой ювенальной юстиции.
… Через два часа организатор митинга Лидия Киселева зачитала резолюцию с требованием к высшему руководству страны о законодательном запрете любых форм платного основного общего образования и медицинских услуг, а также против принятия закона о ювенальной юстиции. Голосовали поднятием рук: практически единогласно.
Напоследок Лидия попросила собрать лопнувшие шарики, которыми играли дети, пока взрослые размышляли о их будущем. Люди так и поступили. Остались лишь разноцветные рисунки на асфальте.
***
фото: