Поиски и находки
Четыре тома книги «Запрещенные солдаты», вышедшие в свет между 2005-м и 2010-м годами, живут самостоятельной жизнью, практически независящей от их авторов.
Вот только что пришло сообщение из Ханты-Мансийска. Узнав о том, что напечатан четвертый том, звонит в редакцию Надежда Петровна Конева, которая не теряет надежду отыскать следы пропавшего на войне деда.
Прокопий Венедиктович Конев, 1896 года рождения, уроженец деревни Конева бывшего Самаровского района, воевал еще в 1-ю мировую. Перед Отечественной — работал плотником на местном лесозаводе. 31 мая 1942 призван местным райвоенкоматом и отправлен в 126-й запасной стрелковый полк. Воевал в 1155 полку 343-й дивизии. Был ранен 13 сентября под Сталинградом. С 30 сентября по 21 ноября 1942 года лечился в госпитале N 4488, который находился в с. Николо-Пестравки Пензенской области (так написано в справке из Ленинградского, ныне Санкт-Петербургского, медицинского архива). 21 ноября Прокопия Венедиктовича выписали. Далее следы его теряются, родственники ищут его много лет.
Это лишь один запрос из десятков, которые получает только наша редакция. Надежда не умирает никогда. Нам предстоит обработать еще несколько тысяч трофейных карточек. Может быть, в одной из них и скрывается тайна исчезновения Прокопия Конева.
Кроме того, постоянно пополняется сайт дрезденской организации «Саксонские мемориалы». Нередко мы находим на нем фамилии погибших в плену земляков, которых нет ни в книге «Память», ни в книге «Солдаты Победы». Особенно, когда идет речь о типичных местных фамилиях: например, Велижанины, Кугаевские, Бронниковы. Возможно, они где-то числятся без вести пропавшими, а сайт дает точную дату смерти в фашистском плену.
Так, мы нашли Велижанина Михаила Олимпиевича из села Вилижаны Тюменского района, который согласно книге «Память» пропал без вести в августе 1942 года. А он погиб в плену двумя годами позднее — 28 августа 1944-го. Нашли Александра Васильевича Кугаевского, 1924 года рождения, который погиб в плену 12 декабря 1942 г… Нашли Николая Александровича Артеева из Салехарда, погиб в плену 1 апреля 1943 г.
И пятерых Бронниковых — эта фамилия чаще всего встречается в Тобольском районе Александра Сергеевича (1917 — 2.12.42);
Андрея Ивановича (1921 — 10.11.41) ;
Николая Ананьевича (1923 — 18.11.42) , с. Байкалово;
Тихона Васильевича (1922 — 14.05.44), с. Н-Аремзяны;
Устина Ивановича, 1911 года рождения.
А теперь о самых главных находках.
Позавчера в архив, где вот уже почти двадцать лет хранятся фильтрационные дела и трофейные карточки военнопленных, пришли дочери и внучка Алексея Кирилловича Мызникова из деревни Боровинка Заводоуковского района. Пришли, чтобы познакомиться с недавно рассекреченными его документами — несколькими карточками из плотной зеленой бумаги. Единственным, что вернулось из плена на родную землю. Впрочем, вернулось давно, еще в 60-е годы. Но сперва все было засекречено. А потом, почти год назад, карточка была прочитана, но было трудно догадаться, кому она, собственно, принадлежит. Немецкий писарь в свое время начертал фамилию Mysnikow так, что и переводчик, и мы прочитали ее как Alysnikow (Алысников). В беглой скорописи их невозможно отличить. Но когда список был напечатан в газете «Заводоуковские вести», когда дочери прочли про Алексея Кирилловича из села Боровинка, у которого осталась жена Кошелева Фекла, они-то поняли о ком идет речь. И приехали в редакцию. Потом, правда, не сразу, пришла в голову мысль — взять перо в руки и, вспомнив школьные уроки немецкого, написать рядом Mysnikow и Alysnikow …Словом, общими усилиями загадка была разгадана, и стало документально подтверждено, что не пропал без вести на большой войне Алексей Кириллович. И даже, что его дети теперь знают: он похоронен
Итак, «Бычков Григорий Васильевич. 1915г., д. Николаевка Аромашевского района. Учитель. Рядовой 176 стрелкового полка 46-й дивизии. Попал в плен 9 августа 1941 года под г. Рославль Смоленской области. Освобожден из плена американскими войсками 8 апреля 1945 года».
Все это мы узнали из… первого тома книги «Запрещенные солдаты», отпечатанного еще в августе 2005 года.
Eлизавета Григорьевна рассказывала, как долго после войны бывший военнопленный добивался возможности вернуться в школу. И как все-таки добился этого.
… Война неохотно расстается со своими тайнами. Но все-таки расстается.
***
фото: Григорий Васильевич Бычков.