Дом, откуда пришел свет
Здание первой локальной электростанции в Тюмени. Дата постройки — 1893 год.
О том, что перед нами памятник промышленной архитектуры, охраняемый государством, напоминает лишь табличка.
Заросший кустарником и травой двор, стены из рассыпающегося красного кирпича, «выеденное» временем и людьми нутро здания, где нет ни пола, ни потолка, а растет все та же трава, да сереют кучи мусора… Ощущение покинутости и неприбранности возникает, когда прибываешь по адресу: улица Госпаровская, 33.
Сколько бы специалисты комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области ни говорили, что полуразвалившиеся здания просто «законсервированы», удручающего впечатления это не исправляет.
От роскошного здания (даже электростанции в те времена строили с дворцовым размахом) остался только кирпичный остов. Отличная получилась бы декорация для фильмов ужасов. Но никто сюда не заглядывает, разве что участники ежегодной игры «Переполох» — что-то вроде «казаков-разбойников», только на автомобилях. Забегают внутрь (если можно забежать внутрь здания, у которого разрушена даже часть стен), чтобы сфотографироваться на память и рассказывать друзьям: «мы нашли такой страшный дом!» А поскольку игра, как правило, проходит поздно вечером, то для осмотра электростанции требуются, фонарики. И это в здании, откуда в XIX веке к людям «потек» свет -такой вот парадокс.
Но в 1893 году появление «страшного дома» в Тюмени было прорывом, как сказали бы сегодня, инновацией. Станция располагала двумя генераторами постоянного тока и электроизмерительными приборами, изготовленными в Германии фирмой предпринимателя Михаила Доливо-Добровольского. Генераторы вращались от парового локомотива. Здесь же стояли паровые насосы для перекачки воды с реки в водонапорную башню.
При постройке, разумеется, не обошлось без тюменского купечества — главного двигателя прогресса в позапрошлом веке. Иван Игнатов известен как издатель и благотворитель. Однако он участвовал и в строительстве первого (многое тогда было впервые!) тюменского водопровода, и в снабжении города электрогенераторами. Станцию строил вместе со своим другом Михаилом Плотниковым (его дом здесь же, на Госпаровской, 10: двухэтажка из потемневшего дерева чернеет оконными провалами). Плотников и стал руководителем электростанции.
Средств Игнатов не жалел, нанял даже архитектора. Потому станция до сих пор похожа на небольшой одноэтажный замок, хотя и считалась исключительно промышленной постройкой. Ее аттики, парапеты, надоконные ниши и пилястры сегодня частично разрушены.
Грустно, впрочем, не столько от того, что здание стоит без реставрации (устраивают же, например, в Греции экскурсии к развалинам древних построек), сколько от того, что для нас первая электростанция стала просто «страшным домом». И перестала быть одним из кирпичиков города, которые положили до нас. Да, она не связана с громкими именами, но у нее своя история — давняя и интересная. Имена, судьбы, разочарования, победы, надежды и слезы — тоже свои. Так, может, стоит о них вспомнить?
***
фото: