X

  • 19 Декабрь
  • 2024 года
  • № 140
  • 5639

История, которую пишем и читаем

В 2011 году Тюмени предстоит стать библиотечной столицей России.

С такой ошеломляющей новостью вернулась из Томска со съезда Российской библиотечной ассоциации наша делегация.

А ведь еще совсем недавно Тюмень считали совсем другой столицей — «деревень». И в таком статусе делать на нее большую культурную ставку никто бы не стал. Но времена изменились.

Насколько ход времени, действительно, сказался на развитии у нас библиотечного дела? Ведь не секрет, что многие до сих пор считают библиотеку чем-то вроде рудимента или атавизма. И думают, что такая точка зрения современна. На самом же деле они, скорее, мыслят по старинке, избирательно перенося недостатки прошлого в нынешнее время.

А как же тюменская библиотечная история развивалась на самом деле? Что мы знаем о ее людях и достижениях? Это символично, но именно такими вопросами решили задаться накануне судьбоносного съезда РБА в Центральной городской библиотечной системе. И объявили конкурс исследовательских работ «Библиотека в движении времени».

Среди десятков поступивших на конкурс работ жюри (в состав которого входили доцент академии культуры, искусств и социальных технологий Лидия Лукьянова, доцент кафедры издательского дела ТюмГУ Екатерина Бережкова и заслуженный работник культуры Валентина Южакова) выделило десять лучших в трех основных номинациях «Библиотека сквозь годы», «Читатель — главное действующее лицо» и «Призвание библиотекарь».

Насколько ценным оказался этот конкурс, что удалось выяснить нового, прежде чем вписать в нашу библиотечную историю такую громкую новую страницу, и на какие размышления натолкнул этот конкурс — с этими вопросами мы обратились к председателю жюри, кандидату исторических наук Лидии Лукьяновой.

— Лидия Степановна, как в целом вы сейчас оцениваете состояние библиотечного дела?

— Российские библиотеки сейчас начали возрождаться, хотя от того удара, который был им нанесен лет 20-30 назад, оправились еще не до конца. В 80-90-е годы было не до культуры, страна выживала, как могла. И дело не только в отсутствии финансирования. Когда главной заботой становится добыча элементарного пропитания, то меняются не только экономические, но и культурные интересы.

Самыми востребованными книгами тогда были не шедевры мировой художественной литературы, а простые книги по домоводству: как из минимума продуктов приготовить сытный обед и как из старых вещей соорудить новые.

— А ваш личный путь в библиотечное дело был прямой или извилистый?

— Знаете, в юности я никогда и не думала, что библиотека станет главной в моей жизни. Мечтала быть преподавателем немецкого языка, упорно ходила на курсы, но добрать баллов при поступлении не удалось. Поработала вожатой в «Ребячьей республике», инструктором в горкоме комсомола, учетчиком в военкомате. Но однажды поняла, что жизнь проходит мимо.

На окончательное решение натолкнул случайный разговор: услышала о наборе в культпросветучилище на библиотечное дело и решила поступить. Пришла, когда набор уже закончили и документы не принимали. Но, взглянув на мой отличный аттестат, сделали исключение. Затем были филиал Челябинского института культуры и распределение в библиотеку школы N 39.

Когда я пришла в школьную библиотеку, то ужаснулась. Маленькая темная комнатка, книги свалены в углу, все — в тенетах. Бежать хотелось из такого «очага культуры». Но. я проработала там семь лет. До сих пор здороваются при встрече на улице бывшие выпускники.

Потом почти 15 лет — библиотека ЗапСибНИГНИ. Создавали ее с нуля. Начинали формировать фонды с разбора старых писем буровиков и нефтяников. Ведомственные библиотеки тогда были лучшими кормильцами, чем городские. Но геологии и геофизики мне показалось недостаточно, и я поступила на истфак. Нисколько не жалею тех лет, проведенных среди технарей, они очень интересные люди. В общем, все в моей истории было как у всех: училась, искала, пыталась создать что-нибудь новое.

Очень хорошо понимаю людей, которые работают с полной отдачей и, увлекаясь любимым делом, забывают порой о себе. В моем представлении таким и должен быть настоящий библиотекарь. Ведь читатели приходят сюда не только за книгой, но, прежде всего, за общением, дружеским участием, пониманием. Поэтому умение не только услышать, но и выслушать они особенно ценят в библиотекарях.

Об этом, кстати, говорят и многие конкурсные работы. Например, авторской группы ЦГБ -«Оставляя след в сердцах и делах», занявшей первое место в номинации «Призвание — библиотекарь» , посвященной Марте Кузьминичне Коптяевой. Или авторской группы ЦДБ «Радуга» — о первом директоре Галине Федоровне Низовских. Или библиотеки-филиала N 9 — о Нине Степановне Бусыгиной.

— Готова ли, на ваш взгляд, молодежь сейчас с такой же отдачей работать в библиотеке?

— Студенты, которые приходят к нам учиться на библиотечную специальность, за пять лет очень меняются. Вначале кто-то попадает сюда случайно, кто-то идет еще не совсем осознанно по стопам родителей. Но к третьему курсу равнодушных почти не остается, а к пятому, как они сами говорят, «на работу глаз горит». И даже если пытаются убежать от этой специальности, многие возвращаются.

Ведь сейчас библиотека не та, что прежде. Не тихая заводь, где ничего не происходит. Здесь каждый может найти себе дело по душе: одни работают только с фондом, другие — с читателями, третьи — с информационными системами, четвертые — организуют и проводят мероприятия.

Однажды в Россию приезжал председатель секции чтения IFLA Гвинет Эванс. Он был потрясен работой российских библиотекарей. Потом он говорил, что у россиян огромный опыт и великолепные формы работы, но их отличает «катастрофическая скромность». Именно поэтому о них так плохо знают даже соотечественники. И он порекомендовал нам искать «лекарство от скромности».

Поэтому нам обязательно надо знать и то, что было, и что есть, и что мы можем сделать в будущем. Тем более что у нас есть теперь такая перспектива — доказать, что нам не зря передали переходящее знамя библиотечной столицы России.

***
фото: Лидия Лукьянова в фондах Центральной городской библиотеки.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта