Палитра Севера
В мирное время — художник-примитивист, создатель разнообразных картин на одну тему — родной Север… На войне — меткий снайпер, без вести пропавший на Волховском фронте в сентябре 1941-го года…
Простое и сложное одновременно, имя Константина Панкова заставляет задуматься и изучить биографию этого человека, как и его работы.
И это можно сделать, благо есть прекрасная возможность: по 30 июня в тюменском музее изобразительных искусств открыта выставка «Он несколько занес нам песен райских…» Она приурочена к 100-летию со дня рождения Панкова и 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Мягкий свет ламп в полумраке небольшого зала, царящее в помещении спокойствие, нарушаемое иногда тихими звуками фильма о Панкове на экране, драпировка на окнах. Стремишься обойти всю галерею, внимательно рассмотрев каждую картину.
— Константин Панков — один из основателей стиля «северного примитива», — поясняет куратор выставки, заведующая отделом искусств народов Севера в нашем музее Наталья Федорова. — Он родился в поселке Щекурья Березовского района в 1910 году. Отец-ненец всю жизнь был оленеводом и охотником, научив и сына охотиться с раннего детства.
Друг живописца Николай Пунин передал в 1929 году Государственному русскому музею Ленинграда сборник «Искусство народностей Сибири», где опубликовал статью о Панкове. С ней к художнику пришла популярность.
Создавать выставку Наталье Федоровой помогал прижизненный биограф Панкова Геннадий Гор, ленинградский писатель. Федорова говорит, что Гор дружил с художником, записывал беседы с ним.
Геннадий Гор в середине 1970-х передал Наталье Федоровой «Волны» и «Синее озеро», что послужило точкой отсчета для кропотливого сбора коллекции. Затем бумага этих картин подверглась тщательной реставрации, в которой работникам музея помогали российские коллеги. Они создали путем сложных химических соединений новый слой, наложили его на старый, и спустя время бумага времен войны приобрела белизну и прочность новой. Ныне в коллекции музейного сотрудника — шесть картин и два документальных фильма о панковском крае — ХМАО-Югре.
Простой зритель рассматривает работы с интересом и восхищением, а некоторые — увы, свысока, называя «детской мазней» гуаши и акварели по бумаге. Молодежь воспринимает работы сразу и с радостью, люди пожилого возраста долго смотрят фильм и приобретают автобиографический альбом Панкова.
Особое внимание посетители обращают на «Весну» 1940-го года — позднее произведение автора. Знатоки мировой живописи приписывают ей японские мотивы. Невзрачное, на первый взгляд, дерево с первыми листочками весны устремлено вверх всеми ветвями. Нежность светлых тонов на фоне пробуждающейся от зимней спячки природы притягивает внимание зрителя. Хочется мысленно проникнуть в пространство картины и раствориться в нем, почувствовать это хрупкое, столь долгожданное и мимолетное время года.