Партнеров выбирает «ЛУКойл»
… В прошлом году торговый дом «ЛУКойл» на заказы предприятий нефтяной компании истратил 19,6 млрд. рублей. В 2010 году на эти цели запланировано свыше 22 млрд. рублей.
Государственная политика — максимально отказаться от импортной продукции — компанией приветствуется: за последние несколько лет доля импорта в заказах «ЛУКойла» с 25 процентов объема упала до шести.
В зале заседаний технопарка прошло совещание, на котором представители областного правительства, менеджмент «ЛУКойла» и пять десятков представителей машиностроительных предприятий обсуждали варианты партнерского сотрудничества.
Как пояснил вице-президент ОАО «ЛУКойл», генеральный директор ООО «ЛУКойл — Западная Сибирь» Азат Шамсуаров, крупное и сложное оборудование нефтяная компания заказывает в Украине, в Казахстане и Китае. Все остальное — наше, российское.
— Интерес к отечественному производителю появляется с повышением уровня качества товаров.
Азат Шамсуаров рассказал, что компания год назад изменила условия тендера: главным стало не минимальная цена, предложенная поставщиком, а соотношение цена-качество.
… В настоящее время «ЛУКойл» работает с двумя тысячами поставщиков. С ними старается контактировать напрямую, без посредников. Учитывая, что нефтяная компания занимается разведкой, добычей, переработкой, сбытом и транспортировкой продукции, ей необходимы сотни наименований товаров. Информация о тендерах есть на сайте «ЛУКойла». Список на слайде впечатляет: от насосных установок до рукавиц для рабочих.
Программа тюменским машиностроителям понравилась. Но генеральный директор «Торгового дома «ЛУКойл» Ринат Даутов, рассказывая об опыте сотрудничества с тюменцами, почему-то заострил внимание присутствующих на негативной практике.
На слайде высветились два местных предприятия: завод «Нефтепроммаш» и ООО «ПК Ойл ПАМП Продакшен». С «Продакшеном» поступили жестко: «ЛУКойл» лишил предприятие права участвовать в тендерах — за поставку бракованных насосов.
Завод «Нефтепроммаш», хотя сорвал сроки поставок по договорам в 2009 и в 2010 году на общую сумму в несколько миллионов рублей, пока прощен. Снисхождение последовало из-за того, что завод является многолетним партнером «ЛУКойла». Директор департамента сбыта и внешнеэкономической деятельности «Нефтепроммаша» Евгений Бакулин попросил слово и объяснил причину задержки поставок тем, что тендер провели позже намеченной даты, а затем металлурги изменили цену на сырье. Пришлось перезаключать договор, а время шло. Но теперь, по словам Бакулина, завод вошел в график, «ЛУКойл» получит продукцию в намеченный срок.
Строгие правила бизнеса заставили машиностроителей задуматься: на просьбу ведущего задавать вопросы они откликнулись не сразу.
Ринат Даутов решил разрядить напряженную обстановку. Он рассказал об российском предпринимателе, который также сорвал срок поставки заказа, был прощен и решил, что ему все сойдет с рук. По словам Рината Даутова, «задрал цены». Пришлось отказаться от его услуг. Предприниматель понял, что теряет стабильного и крупного заказчика. Больше года он приезжал в «ЛУКойл», каялся и пытался договориться. Ему дали еще шанс. Теперь он — один из тех, с кем у нефтяной компании хорошие партнерские отношения.
Таким образом, «ЛУКойл» дал понять, кто хозяин на рынке нефтяного оборудования. Тот, который не задерживает оплату заказов, кто готов рассматривать варианты сотрудничества и даже идти навстречу. По мнению нефтяных менеджеров, если договор подписан — он должен быть исполнен в срок, несмотря на кризис и прочие экономические непогоды. Представители машиностроительной отрасли именно на эти обстоятельства чаще всего ссылались.
Начавшийся затем диалог выглядел осторожными попытками предпринимателей закинуть удочку в богатый нефтяной карман. Иногда «клевало».
— Вы можете работать с мелкими партиями оборудования? -спросил кто-то из зала.
— Да, — ответил Ринат Даутов.
— Если ваш партнер срывает поставки, вы можете перезаключить договор с другим поставщиком на аналогичное оборудование? — вопрос заместителя генерального директора «Сиббурмаша» Светланы Андреевой, услышавшей о проблемах конкурента — завода «Нефтепроммаш».
— Если поменять контракт, то это станет дополнительной нагрузкой на другое предприятие, а мы бы этого не хотели, — ответил Ринат Даутов.
— Мы можем делать изоляционное покрытие труб, — вышел с рацпредложением молодой человек из зала. — Если вы закупите трубы, то мы их можем обработать, мы по такой схеме с ТНК-ВР работаем.
— Давайте посмотрим, изложите письменно ваше предложение, — сказал Азат Шамсуаров. И дипломатично добавил, что «ЛУКойл» покупает трубы уже с соответствующим покрытием.
— Как вам можно предложить новые разработки? — спросил один из резидентов технопарка.
— Инсталлируйте в проектный документ ваше ноу-хау, в Тюмени есть наша проектная организация, которая ведет научно-технические разработки, — ответил Азат Шамсуаров.
… В общем, обсудить было что. Заместитель губернатора Александр Моор напомнил о государственной поддержке в виде компенсации процентной ставки по банковским кредитам, связанной с расходами по капитальным затратам и о компенсации восьми процентов расходов на заказ продукции тюменских машиностроителей.
— Мы готовы разделить с вами финансовую нагрузку, — заверил он обе стороны.
Преференция хоть и приятна, но в перечне задач стоит далеко позади главного — повышения конкурентоспособности тюменских машиностроителей. Иначе, впереди — труба.