Спасатель всегда говорит «Прощайте!»
Может ли подумать мама, выбежавшая на пятнадцать минут из дома — купить черешни для своего малыша, что, вернувшись, найдет его внизу, под окном, упавшим с девятого этажа? Не дай Бог никому услышать крик матери, потерявшей своего ребенка!
… У спасателей нет понятия «ложный вызов». Ни одна просьба о помощи не должна остаться без внимания. Да, часто случается такое, что, приехав на место, бригада натыкается на смущенные взгляды паникеров: оказывается, что все разрешилось само собой. Но пусть лучше так — потраченный лишний час. Не важно. Важно другое — успеть до того, как раздастся этот холодящий кровь крик.
Дмитрий Епанчинцев, спасатель второго класса Тюменской областной службы экстренного реагирования, уверен: не бывает маленькой беды, бывает беда, которой не позволили случиться.
— Особенно, когда речь идет о детях. Любое промедление, любой неверный шаг или решение могут привести к непоправимому.
На столе перед Дмитрием Васильевичем лежит приличная стопка листов — документы с выездов за последние два месяца. На тех, что связаны с детскими происшествиями, наклеены розовые стикеры. Всего таких я насчитала пятнадцать.
— Это много?
— Это очень много. Последнее время не проходит и недели, чтобы не поступил вызов с просьбой помочь ребенку. Родители оставляют детей на несколько минут одних дома, чтобы выйти за хлебом или выкинуть мусор, а они закрывают за ними дверь, то есть проворачивают замок так, что его невозможно открыть снаружи. Обычно это делают совсем малыши, ведь замок для них — самая интересная игрушка. А маленькому ребенку объяснить, как открыть сложный замок, почти невозможно. Вернувшаяся мама за дверью нервничает, а малыш начинает плакать. Когда ребенок плачет — это уже беда. Дети не должны плакать.
— А как вы успокаиваете их, когда приезжаете? Если даже мама этого не может сделать…
— Мамы, действительно, чаще нагнетают обстановку, потому что очень сильно переживают, а ребенок это все чувствует. Поэтому один человек из бригады занимается родителями — отводит их в сторону, беседует, успокаивает. А другой — сразу к ребенку.
— Как наладить контакт с плачущим малышом через дверь?
— Помогает только доброе отношение. Дети сразу распознают фальшь. И если им не понравится твой голос, то ничего не получится. Поэтому не важно, какое у тебя настроение, сколько ты сегодня спал — ты должен сделать так, чтобы малыш тебе поверил.
— О чем разговариваете с ребенком?
— Сначала здороваюсь, узнаю, как у него дела — чтобы отвлечь. Потом прошу, чтобы он попробовал покрутить замок. Если у него совсем ничего не получается, вскрываем дверь. Но все осторожно — в виде игры, чтобы не травмировать психику малыша. Бывает даже лучше, когда ребенок и вовсе не замечает приключившейся неприятности.
Совсем недавно выезжали на вызов — все по той же схеме. Мама вышла вынести мусор, а трехлетний сын захлопнул за ней дверь и… заснул. Я из окна четвертого этажа спустился на третий. Мальчик сладко спал в кресле перед включенным телевизором, свернувшись калачиком.
— Трогательно… Спасатель всегда входит в положение тех, кому он помогает? Ведь с каждым может случиться…
— Конечно, волей-неволей проецируешь всю ситуацию на своих близких, на своего ребенка. Может, это и помогает сделать все правильно и быстро. А насчет «с каждым»… Знаете, большинство детских проблем случается по вине их родителей. Оставил без присмотра на улице, заболтавшись со знакомым; не доглядел на пляже; отпустил детскую руку у дороги; оставил одного дома или в машине.
— Поэтому, наверное, родители редко приходят к спасателям постфактум — чтобы еще раз сказать «спасибо». Умильная сцена из популярной несколько лет назад американской передачи «Вызов 911», когда благодарные родители кидаются на шею спасателю, а потом просят его стать для их ребенка крестным отцом, — всего лишь красивая экранная картинка. В действительности же редко у кого хватает смелости признать, что их собственную ошибку исправил кто-то другой.
— Мы таких откровений и не ждем. Самая лучшая благодарность — это когда спасенный малыш крепко обхватывает твою шею маленькими ручками, пока ты несешь его к маме.
— Но ведь на месте, наверняка, благодарят? Может, даже предлагают остаться — чаю попить?
— Если такое и случается, мы всегда говорим, что не можем, потому что у нас другой вызов (пусть его и нет на самом деле). Зачем лишний раз смущать людей? Доброго «спасибо» нам вполне достаточно.
И еще — когда спасателю говорят «до свидания», он обязательно должен поправить: «Нет уж — лучше прощайте!»
***
фото: Дмитрий Епанчинцев.