X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Судоверфь живет заказами

Глядя на речную рябь в иллюминатор теплохода «Ямал», нестерпимо захотелось оказаться… на море. Вот где раздолье и теплоходам, и людям!

Но, думаю, капитан «Ямала» Владимир Евсюченко со мной не согласился бы. Он тридцать лет работает в Обь-Иртышском пароходстве и прекрасно помнит то время, когда и на сибирских реках вода «кипела» от большого количества судов. Это сейчас от речного флота остались рожки да ножки…

«Ямал» мы встретили на Мысу, в доке небольшого тюменского судостроительного предприятия «Экспериментальная судоверфь».

— Почему экспериментальная? — спрашиваю у генерального директора Игоря Добролюбова.

— Потому что практически все суда, которые мы здесь проектируем и строим, — уникальные. Они создаются на заказ, «под хозяина».

Тот же «Ямал» построили год назад по заказу правительства Ямало-Ненецкого автономного округа. Он проектировался как грузопассажирское судно. Но, оценив за год все возможности теплохода, руководство округа решило модернизировать его под круизный: сделать более комфортабельным — с удобными каютами, широкой палубой.

Игорь Вадимович говорит, что специалистам, работающим под его началом, по плечу любые проекты.

— Боюсь показаться нескромным, но наше конструкторское бюро считается одним из лучших во всем Обь-Иртышском бассейне.

Познакомившись с коллективом, убеждаюсь, что у руководителя есть основания это утверждать. Все — с высшим образованием, а кто-то — и не с одним. К примеру, ведущий конструктор Андрей Татаркин пришел в судостроение после окончания нефтегазового университета. А поработав в СКБ, решил поступить еще в Новосибирский институт водного транспорта. Начальник конструкторского бюро Ольга Добролюбова — воспитанница Горьковского института водного транспорта. Она же и рассказала, что на судоверфи работают целые семейные династии. Добролюбовы — лишь одна из них. Помимо Игоря и Ольги, здесь трудятся их дочь Ирина (тоже конструктор) и ее муж.

Потомственных водников мы встретили не только в конторе, но и на производстве. Большинство сборщиков судов пришло сюда с судоремонтного и судостроительного заводов. Сергей Доровиков — один из них. Тюменские корабли строил еще его отец. Под началом Сергея Владимировича на судостроительном заводе работали более 20 человек (это до того, как завод пришел в упадок — вслед за речным флотом).

Вот и судоверфи приходится непросто. Добролюбов признает, что крупных заказов сейчас поступает мало. В основном, это реконструкция уже построенного.

— У судовладельцев ориентир на поддержку старого флота, — объясняет генеральный директор. — Постройка нового стоит дороже.

Но рано или поздно, считает он, менять речной транспорт придется.

— По Оби и Иртышу сейчас ходят суда «Родина», «Механик Калашников», «Чернышевский», возраст которых уже перевалил за полвека. На строительство нового судна такого класса потребуется не менее трех лет — от разработки проекта до реализации.

С катерами дело обстоит лучше.

— Интерес к катерам яхтенного типа как появился в 90-е годы, так и не угасает, — констатирует Игорь Вадимович. — Обеспеченных людей становится все больше. А запросы у них — более изысканными.

На вопрос, какой смысл заказывать яхту в Тюмени, когда можно выписать из-за границы, Добролюбов ответил:

— Заграничные катера строятся под морские бассейны. На наших реках они не так хороши в эксплуатации. Но если речь идет о небольших судах, которые легко транспортировать из-за границы, возможно, дешевле их заказать там — где поточное производство. А вот когда нужно большое пассажирское или грузопассажирское судно — удобнее и выгоднее построить его у нас.

Судоверфь ориентируется на суда катамаранного типа. Они более современные, комфортные и удобные в эксплуатации. «Начинку» для таких катамаранов — от двигателей и радиоаппаратуры до светильников — закупают за границей. В России, говорит Игорь Добролюбов, сейчас почти ничего не производят. Остался единственный завод, где еще изготовляют светильники, но они «такие страшные». Поэтому приходится везти из Норвегии — там одна фирма обзавелась российским сертификатом и продает эти светильники по 250 евро. Цена отечественного, к слову, — 250 рублей.

— Нашего на наших кораблях — только магнитные компасы. Вроде архаизм, но требование к их наличию на судне никто не отменял, — говорит руководитель судоверфи. — К тому же, в производстве компасов у России нет конкурентов.

Уже прощаясь с Игорем Вадимовичем, мы встретили в дверях капитана «Ямала» Владимира Евсюченко. Он пришел со своими пожеланиями к судостроителям — что им стоит учесть при реконструкции теплохода. И я не могла не спросить у «речного волка», как он оценивает работу тюменских судостроителей.

— Отличный теплоход! Хорошо себя зарекомендовал. Только специалистов для работы на нем еще нужно выучить. Это современное судно с двигателем нового поколения, с новым навигационным оборудованием и электротехникой. Вот и учим сейчас молодежь.

***
фото: У строителей перекур;Судосборщик Алексей Серегин;В доке судоверви — суда на техобслуживании;Конструктор Любовь Чернобровкина;Игорь Добролюбов (слева) и Владимир Евсюченко.;Столяр Андрей Булдаков

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта