Возвращение картинга
Для тюменских картингистов событие, которое произошло в субботу, сродни чуду. Большинство из них уже и не надеялось, что любимый вид спорта вернется в Тюмень.
— Где на Воронинских горках можно устроить картодром? — недоумевал мой друг, с детства «болеющий» картингом. — Для него же нужна равнинная местность!
По дороге он пристально всматривался в окрестности, предполагая увидеть настоящее поле для гонок. Но реальность скорректировала наши ожидания. Руководство центра спорта и отдыха «Воронинские горки» отдало под тренировочный картодром для юных спортсменов небольшой участок, где до того размещалась автостоянка.
— Да, он «игрушечный» по сравнению с тем, какой нужен для настоящих гонок, — согласился с нами главный тренер по картингу Виталий Падалко. — Но и о таком наши мальчишки еще недавно могли только мечтать.
Директор центра «Воронинские горки» Дмитрий Муравьев рассказал, что приобретены, пять тренировочных картов и два профессиональных. И главное — открыта детская секция.
Показательные соревнования, которыми обновили трассу, собрали двадцать юных гонщиков из Ялуторовска, Увата, Тюмени. И пусть не было ни личного, ни командного зачета, но за победу мальчишки боролись по-настоящему, не жалея ни сил, ни покрышек.
Один комплект резины, кстати, стоит десять тысяч рублей. Комплекта хватает на одну гонку. Менять машину нужно раз в один-три года. «Железо быстро устает от таких нагрузок», — объясняют спортсмены.
Возможно, затратность этого вида спорта и стала в свое время причиной того, что на полтора десятка лет он почти полностью пропал из областного спортивного календаря. Позакрывались секции и клубы, а землю, где раньше трен ировались спортсмены, отдали под застройку.
В середине 80-х картингом занималось немало тюменских пацанов. Секции и клубы работали при заводах и крупных предприятиях.
— Я работал в ДЮСШ, — вспоминает Игорь Коростелев. — Мы на соревнования вывозили по 15 человек. Сборная области была в пятерке лучших по России. Увы, в 1996 году спортшколу закрыли…
Но картинг так глубоко запал в души мальчишек того поколения, что любовь к этому виду спорта они передали своим детям. Игорь Владимирович вырастил себе достойную смену: сын Александр — победитель зональных соревнований первенства России Урала.
Дмитрию Прозорову из Ялуторовска 37 лет, но он до сих пор участвует в гонках. Сюда приехал с сыном Максимом, который тоже серьезно занимается картингом. На мой вопрос, чем «зацепил» его этот вид спорта, Дмитрий ответил коротко:
— Это словами не передать.
А потом сказал чуть больше:
— Картинг не сравнится по силе ощущений с другим и гонками! Н а автомобиле невозможно выйти из таких поворотов. Если один раз «заболел» картингом — это на всю жизнь.
Пока я общалась с участниками и болельщиками, главный судья дал старт первому заезду. Взревели моторы, завизжала резина — в мгновение ока пролетели первый круг пилоты класса «микро» — самые юные. Для непрофессионала отличить начинающего картингиста от опытного не так-то просто. Почти все — на одинаковых машинах, фигуры и лица скрыты костюмами и шлемами. Но главный судья, председатель областного комитета картинга Руслан Фатхулин дает подсказку: посмотрите, как четко управляют машинами юные спортсмены, как аккуратно входят в повороты!
С первых минут гонки лидерство захватил тюменец Алексей Кошаровский. Восьмилетний мальчик считается уже довольно опытным спортсменом. На чемпионате России (зона Урала и Поволжья) он стал вторым в своем классе, обогнав более 160 соперников. А в этих показательных соревнованиях пришел на финиш первым.
В заезде класса «мини» (возраст от восьми до 11 лет) лучшим был Александр Коростелев из Тюмени.
Когда на трассу вылетели участники старшего класса, разница стала очевидной: тут страсти закипели нешуточные. Ставки на осторожность и аккуратность в такой борьбе победу не приносят. Поэтому пилоты не жалели покрышек — трасса буквально дымилась. В этом заезде, наравне с бескоробочными картами, соревновались две машины «королевского класса» — KZ-2. На таких, по словам Руслана Фатхулина, до сих пор тренируется сам Шумахер. «Королевскими» машинами управляли опытные тюменские гонщики Кирилл Лавров и Максим Фролов. Примерно на третьем круге пилоты оторвались от преследователей и начали соревноваться друг с другом. Накал гонки был так высок, что на одном из поворотов карт Лаврова развернуло на 180 градусов. С помощью техперсонала в считанные секунды машине задали нужное направление. Но этих потерянных Кириллом мгновений оказалось достаточно, чтобы Максим завершил заезд первым.
Показательно, что вторым на финиш пришел юный пилот на бескоробочном карте, да еще и с самым маломощным мотором из всех участвовавших в заезде.
— Эту машину я взял напрокат, — рассказал потом Артем Фатхулин. — Моя сейчас на соревнованиях в другом городе. Просто я не дал соперникам себя обойти.
Артем недавно вернулся с чемпионата УрФО, где победил в своем классе. Его младший брат Эмиль тоже занимается картингом, выступает в классе «микро». Фатхулины — тот редкий случай, когда не родители привели детей в спорт, а дети — родителей!
— Мы мальчишек водили в разные секции, — рассказал Руслан Фатхулин. — Потом они подросли и сказали: хватит, хотим заниматься серьезным спортом.
А когда сыновья стали завоевывать призовые места на чемпионатах, Руслану ничего не оставалось, как создать и возглавить комитет картинга.
Среди болельщиков я заметила депутата областной Думы Владимира Сысоева. И спросила о будущем этого вида спорта в Тюмени.
— Так нередко бывает, что сначала спортсмены показывают хорошие результаты на соревнованиях, а потом власти начинают задумываться о мерах государственной поддержки этого вида спорта, — ответил депутат. — Картинг — не просто спорт, он прививает любовь к технике, а значит, воспитывает будущих инженеров. Сейчас ближайший от нас картодром находится в Перми. И, тем не менее, наши спортсмены регулярно побеждают на российских чемпионатах. Думаю, у руководства области есть основания рассмотреть вопрос о строительстве в Тюмени профессионального картодрома. Тюмень вполне может стать центром технических видов спорта.
***
фото: Самый юный участник гонок — шестилетний Максим Розов;Руслан и Эмиль Фатхулины;Техосмотр перед стартом.