Финансы в картинках прошлого и будущего
Как городской бюджет пережил самый сложный, кризисный год? И какие из этого сделаны выводы?
Итоги исполнения бюджета Тюмени за 2009 год стали в среду центральной темой обсуждения на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам.
И не только потому, что бюджет — та точка опоры, на которой держится городская жизнь, но и оттого, что в процессе его исполнения, который год подряд финансисты наступают на одни и те же грабли. Даже в сложный кризисный год, когда, казалось, каждая копейка была на счету, не израсходованными остались миллионы рублей.
В целом исполнение доходной части бюджета за прошлый год не дотянуло до 100 процентов, остановившись в двух шагах, то есть в двух процентах от цели. При этом наибольший вклад в казну внесли не сами жители, то есть не налоги, а безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов. Такие «посылы сверху» в прошлом году добавили в городской кошелек более девяти миллиардов рублей, или более 56 процентов поступлений. Налоги на доходы физических лиц, например, оказались в три раза меньше, а доходы от продажи материальных и нематериальных активов или от использования муниципального имущества в общей сумме не превысили 10 процентов.
— В 2009 году впервые за многие годы налоговые доходы упали ниже 50%, зато почти в полтора раза (с 34% в 2008-м до 56% в 2009-м) увеличились поступления из вышестоящих бюджетов, — отметила Светлана Черепанова, директор департамента финансов.
Казалось бы, ничего плохого в том, что в трудные времена нас не бросили в беде и пришли на помощь. В принципе, такой роскоши лишено большинство муниципальных российских бюджетов, но в этой радости есть капля горечи, и даже не одна. Налоговые и неналоговые поступления в казну — лакмусовая бумажка развития городской экономики. Чуть только дают сбои производство и предпринимательская деятельность, так сразу падают взимаемые налоги. Поэтому, чтобы бюджет совсем не сел на мель, его подпитывают сверху. Но нельзя же все время на это надеяться!
И, главное, если «свое» легко распределить по полочкам и спланировать, когда и сколько поступит, то с «чужим» — сложнее. Тебе могут пообещать одно, а дать другое. Как в меньшую сторону, так и в большую. То и другое имеет свои «побочные эффекты». Приходится либо урезать, либо — добавлять. В таком лихорадочном темпе не всегда получается на все сто процентов использовать предложенное.
Расходная часть бюджета в прошлом году тоже исполнена не до конца — на 97%. И если по разделам « образование» , « национальная экономика» и «ЖКХ» исполнение максимальное, то в «социальной политике» зарегистрирован минимум — 71%. Показатели «испортила» реализация программы по выделению субсидий на приобретение и строительство жилья для молодых семей. По словам Светланы Черепановой, значительный объем средств на программу получен лишь в четвертом квартале года, их просто не успели освоить, и перенесли на 2010-й. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что 516 семей все-таки получили субсидии, что почти на сто больше, чем в 2008 году.
Не успели освоить и ассигнования, направленные на реконструкцию водоканализационного хозяйства, на обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны и на капитальный ремонт памятников архитектуры. Причина та же — деньги поступили во второй половине года. Подготовить документацию на конкурсы и провести их просто не успели.
Но в целом, считает Светлана Черепанова, исполнение бюджета прошлого года носило «относительно стабильный и прогнозируемый характер».
С такой характеристикой готов был поспорить депутат Владимир Шевчик. Он считает, что нельзя все время пенять на позднее и непредсказуемое поступление средств из областного бюджета. «Эти — деньги плановые, не спонтанные», и при соответствующем подходе позволяют «раскладывать их ровно». Надо научиться своевременно все рассчитывать и начинать согласования не в марте или мае, а загодя — в августе, когда формируются бюджет на следующий год.
«Не надо перекладывать с больной головы на здоровую», — считает и председатель городской Думы Сергей Медведев. Деньги поступают в городской бюджет не все и не сразу по одной простой причине: дают нам столько, сколько мы смогли «доказать». Например, могли бы получить почти 400 миллионов рублей на ремонт тепловых сетей, а получили только 250: доказательства по другим статьям оказались, видимо, несвоевременными или неубедительными. Чтобы впредь такого не случалось, надо, максимум до ноября, все расходы обосновать и согласовать.
— Готовность к распределению средств из вышестоящих бюджетов сейчас крайне слабая, — констатировал председатель постоянной комиссии Юрий Коновалов. — Необходимо сделать выводы и выработать четкую позицию, чтобы картина финансового будущего была ясна.
По предложению Владимира Шевчика в решении постоянной комиссии отдельным пунктом записали, что до октября необходимо подготовить план взаимодействия отраслевых департаментов администрации города с вышестоящими областными департаментами по согласованию параметров бюджета.
***
фото: Председатель комиссии по бюджету, налогам и финансам Юрий Коновалов;Депутаты Вячеслав Матросов и Владимир Шевчик на заседании.;Светлана Черепанова на трибуне постоянной комиссии.