Экономия по-домашнему
Объяснять «что такое хорошо» всегда лучше на своем примере. Так и сам поймешь больше, и другому рассказать сможешь.
Поэтому мы решили на страницах газеты начать серию публикаций о внедрении энергоэффективных технологий в отдельно взятой квартире. Далеко за примером решили не ходить, а взять то, что каждый день под боком, — дом, в котором ты живешь. Здесь все нюансы потребления знаешь наизусть (или, по крайней мере, думаешь, что знаешь) и, соответственно, предполагаешь, где и на чем можно сэкономить.
Немного о той конкретной квартире, о которой пойдет речь, и о ее обитателях. Обычная трехкомнатная «брежневка» в свечке-девятиэтажке в центре города. Несмотря на свой « брежневский статус», по планировке она, скорее, напоминает «хрущевку»: общая площадь — 51 квадратный метр, а жилая — всего 33. Для трехкомнатной квартиры — это мизер (сейчас однокомнатные строят больше).
Но такой жилой минимум — стандартный и встречается довольно часто: «клетушки» по 8-14 квадратов, узенький коридор плюс кухонька два на три метра. Более тридцати лет назад, когда сдавался дом, эти «хоромы» казались подарком судьбы, теперь же они стали просто судьбой, от которой никуда не деться.
Население обычной квартиры тоже вполне обычное — четыре человека на три комнаты: один ребенок и трое взрослых. Необычность лишь в то м, что из всех жильцов работает только один, еще двое — пенсионеры. Исходя из такого экономического расклада, приходится планировать и затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Слово «энергоэффективность» входило в наш дом постепенно. Буквально маленькими шажками, на цыпочках. Причем не на словах, а сразу — на деле. Да стоит ли долго объяснять, что выиграем или не выиграем, если что-то заменим? Надо взять и сделать.
Решили начать с лампочек. В квартире их оказалось 19. В одной комнате люстра на три «рожка», во второй и третьей — то же самое. Плюс настольная лампа, плюс пять малоцокольных светильников в коридоре, плюс четыре одиночные лампочки в кладовке, туалете, ванной и кухне.
Конечно, в одних помещениях свет включают чаще, в других — реже, где-то он горит практически сутки напролет, в других — хватает и нескольких минут.
Первую же купленную в универмаге за 195 рублей лампочку мы решили ввернуть там, где свет у нас гор и т больше всего — в комнате брата. Он — любитель читать ночами и часто засыпает с книгой на подушке, так и не дотянувшись до выключателя. Утром кто-нибудь встает и обнаруживает, что лампочка горела всю ночь. И счетчик все это время наматывал киловатт-часы. Поэтому платежи за электричество, с учетом постоянно включенного телевизора и ежедневно работающей стиральной машины доходили до 400 и более рублей в месяц.
Через месяц на очереди оказалась кухня — сюда заходят часто и остаются подолгу: готовят, моют, прибирают, завтракают, обедают, ужинают. Правда, яркий белый свет поначалу казался непривычным, а его медленное зажигание (что характерно для компактных люминесцентных ламп) нервировало. Но привыкли все гораздо быстрее, чем можно было бы ожидать. Сейчас, спустя два месяца, этого запоздания уже не замечаешь, а, наоборот, воспринимаешь его как нечто само собой разумеющееся…
В результате с января по май мы заменили 15 лампочек в квартире. Особых модификаций не выбирали — ориентировались, скорее, на цену, чтобы и не очень низкой была, но и не очень высокой. Старые лампы накаливания остались у нас только в туалете и кладовке. В последнем помещении свет включается так редко, что и смысла в замене лампочки нет. А в туалете включается-выключается слишком часто, и непонятно, как на частые смены режима среагирует энергоэффективная лампочка? Говорят, что она более чувствительна к нестабильному режиму работы.
Почувствовали ли мы разницу от замены лампочек? Счета за свет сократились. Если в январе и феврале платили по 350 рублей, то в марте — 257, в апреле — 117. Правда, май немного подпортил картину экономии. Когда отключили горячую воду, пришлось ее греть, чтобы выкупать ребенка, и счета почти вернулись к «дореформенным» цифрам. В платежке за май стояла сумма 269 рублей.
Примерно о такой экономии в 100150 рублей говорят и другие смельчаки, рискнувшие поменять лампочки в квартире. Например, Валентин Коркунов из дома по улице Салтыкова-Щедрина, 32 (о замене лампочек в его квартире мы писали в феврале). Заметили экономию и в семье тройняшек Муратовых (им лампочки заменили в марте).
Так что эффект есть. Пусть не такой грандиозный и требующий первоначальных затрат. И это только начало.
***
фото: