X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Взять икру, не убивая осетра

Теперь только по старым фильмам можно догадаться, что некогда черная икра была привычным блюдом как в меню царей, так и у части простых российских граждан.

Помните застолье Ивана Грозного в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»? А таможенника Павла Верещагина из «Белого солнца пустыни»?

Сейчас килограмм черной икры на мировом рынке стоит две тысячи долларов, и она — дефицит. Почти все виды осетровых рыб занесены в Красную книгу.

Сибирский осетр, как утверждают ученые, живет на Земле со времен мезозоя. Рыба — ровесник динозавров. Но людям хватило нескольких десятков лет, чтобы довести ихтиофауну сибирских рек до состояния агонии. Во избежание полного вымирания наиболее ценных популяций, государства многих стран запретили промышленный вылов осетра, стерляди, нельмы… Запрещен он и почти на всей территории России. Исключение составляют лишь некоторые регионы, в том числе север Тюменской области. Но и там установлены строгие квоты на вылов ценных видов рыб, получить их могут предприятия только на конкурсной основе.

— Ежегодно разрешается вылавливать до 350-400 тонн сибирского осетра, — говорит генеральный директор государственного научно-производственного центра рыбного хозяйства Александр Литвиненко. — Но и этой рыбы в природе уже не было бы. Популяция сибирского осетра, как и муксуна, стерляди, сосьвинской селедки, поддерживается только за счет искусственного воспроизводства.

Ученые Тюменского госрыбцентра изобрели технологии, позволяющие не только выращивать в искусственных условиях осетровых, но и значительно ускорить их созревание. Другая уникальная технология позволила наладить отбор осетровой икры, не убивая рыбу.

— Период созревания самки осетра — 1720 лет, почти как у человека, — рассказывает заведующая сектором осетроводства госрыбцентра Марина Чепуркина. — Только в этом возрасте в природе осетр начинает нереститься. Мы создали условия, которые позволяют вырастить рыбу до созревания за пять-семь лет.

По словам Марины Александровны, никто не верил, что в термальной воде в районе Черной речки можно выращивать рыбу. Скважину пробурили еще в 70-е годы, когда искали нефть.

Скважина оказалась достаточной глубины (1100 м), и вода в ней круглый год — 40 градусов по Цельсию.

Конечно, все не так просто. Необходимо в течение года поддерживать в бассейнах, где живут маточное стадо и молодь, нужную температуру — снижать ее до 20 градусов по Цельсию летом и делать еще ниже зимой, следить за химическим составом воды. Особое внимание здесь уделяют кормлению рыб. Для миллиметровых «головастиков» готовят артемию — живой корм, заменяющий осетрятам материнское молоко. Когда они подрастают, в рацион добавляют искусственный корм. Это в том случае, если молодого осетра решено оставить в маточном стаде или пустить на товарное выращивание. Для молоди, которую в дальнейшем выпустят в озера и реки, такой корм не подойдет. Ей необходимы условия, приближенные к естественной среде, — иначе не выживет. Правда, рыбе, выращенной даже с соблюдением этих условий, уцелеть в открытых водоемах непросто. До взрослого возраста доживает не более одного процента молоди осетра.

— Наше маточное стадо, выращенное на геотермальной воде, — единственное в России, а возможно, и в мире, — утверждает Марина Чепуркина. — Во всяком случае, мне ни в одной стране не приходилось видеть ничего подобного.

Нужно ли говорить, что технологии тюменских ученых живо интересуют коллег из разных стран! Наших приглашают поделиться опытом в Германию, Францию, Великобританию, Иран.

Радует ученых и то, что в последние годы к рыбоводству стал проявлять интерес отечественный малый бизнес. Несколько предприятий купили у госрыбцентра технологии и сейчас строят собственные заводы по воспроизводству сиговых — рыбоучасток ООО «Пышма», Шороховский рыбоводный комплекс «Сибирский осетр».

Закупают молодь и частники, и различные предприятия — для корпоративной рыбной ловли.

— Сейчас в законодательстве произошли позитивные перемены, — говорит Александр Литвиненко.

— За предприятиями, выигравшими конкурсы на рыбопромысловые участки и доли квот на вылов, стали закреплять эти участки на длительный период — до двадцати лет. То есть появились хозяева, которые могут разрабатывать стратегию развития своего хозяйства, закупать современное оборудование, совершенствовать орудия лова.

Литвиненко уверен, что в ближайшие годы этот бизнес получит в нашей области большое развитие. Большинство озер вблизи Тюмени можно приспособить для выращивания муксуна, стерляди и форели. Достаточно лишь углубить их, очистив дно от сапропеля.

— Сапропель является ценным удобрением, — говорит Литвиненко. — Собственник найдет, куда продать эту органику с пользой для себя. После очистки откроются подземные роднички, начнется дополнительная подпитка водоема. Озера станут глубже, и в них спокойно можно будет выращивать ценные виды рыб.

В естественной среде осетр и стерлядь не набирают достаточного веса для товарного производства, но и это вопрос решаемый -ученые знают на него ответ.

Госрыбцентр готов поделиться с теми, кто решит открыть такой бизнес, и технологией прижизненного получения черной икры (когда рыба остается живой) и ее консервации для пищевых целей.

— Мы в 2008 году запатентовали этот метод, — рассказала Марина Чепуркина. — Благодаря этой технологии рыба не только остается живой, но и не теряет способность нереститься.

***
фото: Уникальное маточное стадо осетра;Осетровод Марина Чепуркина в лаборатории по производству артемии;Рыбное место вблизи цеха;В этих бассейнах выращивают осетровых — сетка, чтобы ночью рыба не выпрыгнула из «дома».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта