Белоснежное отражение сибирского барокко
Церковь Спасская. Время постройки -1796-1819 годы.
Все-таки есть в мире вещи, которые не меняются.
Тюмень, например, по-прежнему не Санкт-Петербург, где храмы строились по заказу власть имущих. Сегодня, как и в XIX веке, храмы нашего города возводятся, в основном, на пожертвования горожан, а потому и строительство длится привычно — десятилетиями. Может, это даже хорошо, и средства, пожертвованные от души, обеспечивают зданиям долгую жизнь?
О том, что это уже вторая Спасская церковь Тюмени, знают теперь только историки и краеведы. Первая, деревянная, сгнила еще в XVIII веке. Каменное строение в то время было для Тюмени роскошью, как и то, что Спасская церковь имела тринадцать крестов — единственная во всей Тобольской губернии.
Так что нет ничего удивительного в том, что путешествовавший по Сибири в 1837 году цесаревич Александр, будущий император Александр II, оказавшись в Тюмени, зашел в Спасскую церковь. И не остался равнодушным к ее убранству.
А тюменцы верили в чудодейственную силу старинной иконы Нерукотворного Спаса — главной ценности храма. Каждый год в июле совершали крестный ход из Тюмени в село Каменское: икону несли туда и обратно на руках. Говорят, это спасало город от падежа скота и эпидемий.
Интересно, что городской голова Андрей Текутьев всю жизнь был прихожанином именно этой церкви. И похоронен был именно на ее территории, рядом с могилой своей жены Авдотьи Яковлевны, а вовсе не на Текутьевском кладбище, как мы часто ошибочно полагаем.
Когда Андрей Иванович уже оставил пост головы Тюмени, он решил построить придел к Спасской церкви. Местные власти были не против, но церковь уже тогда считалась памятником архитектуры, и разрешить строительство могла только императорская комиссия, которая менять облик храма не разрешила.
Впрочем, Текутьев — первый из настоящих хозяев города — придел все равно построил, невзирая на запреты. Причем подошел к делу ответственно: попросил городского архитектора Чакина разработать проект в том же стиле, что и сама церковь. Стиль искусствоведы определяют как «сибирское барокко». А в 1916 году, когда строительство придела закончили, Текутьев умер.
… Я же, как и многие тюменцы, помню Спасскую церковь в строительных лесах. В эту «шубу» вспомогательных укреплений она была одета еще с 70-х годов.
Наверное, остались даже те, кому храм вспоминается общежитием: в 1930 году он был изъят у общины. Служители церкви не могли с этим смириться и в знак протеста сорвали пломбы на дверях (милиция опечатала тогда вход). Однако это не помогло.
Тюменцы то и дело пытались вернуть церкви ее статус. В 1944-м просили облисполком открыть ее для богослужения. Им отказали, аргументировав ответ тем, что рядом с храмом находятся детский сад, школа и городской сад имени Ленина. Их соседство с действующей церковью было невозможным.
В 1982 году закрытый на реконструкцию (которая не двигалась с мертвой точки) храм заселили музейные работники, сюда переехали фонды областного краеведческого музея.
Только в 2004-м в полуразрушенное здание, наконец, пришли строители. Областной комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области пригласил знаменитый московский реставрационный центр Филатова. Из Тобольска приехали молодые иконописцы. Вместе они восстанавливали фрески неизвестных мастеров — самое ценное, что осталось в Спасской церкви. И мы вновь получили красивейшее здание в центре города.
Выстроенный напротив учебный корпус ТГУ зеркальной поверхностью стен отражает белоснежную церковь, чуть преломляя ее стройные линии. Если смотреть в эти зеркала, то храм кажется миражом. Интересно, проектировщики корпуса заранее рассчитывали на такой эффект? Должны были. Ведь, по сути, это единственное эстетическое достоинство корпуса — он красив за счет храма.
Сегодня у Спасской церкви часто можно увидеть художников. Если ненадолго отвлечь их от работы, то они скажут, что церковь роскошна, и именно она делает этот кусочек городского ландшафта уникальным. Живописцы правы. Все-таки некоторые вещи должны оставаться неизменными.
***
фото: