X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Город, который не спит

Последняя информация может попасть в номер «Тюменского курьера» в десять часов вечера. Обо всем, что происходит в городе после этого времени, читатели узнают из газеты только через день, со слов очевидцев событий.

Мы решили на одну ночь сами стать «очевидцами» и совершить рейд по городу.

Вообще-то, в этой идее нет ничего нового. Мы не раз делали репортажи, в которых показывали красоту ночной Тюмени: живописные панорамы заречной части с мириадами горящих окон, красивые здания в центральной части, фонтаны, изящные фонари в затененных скверах…

Но ночной город живет не только очередями у круглосуточного окна «Макдональдса», которые по своей длине вполне могут соперничать с теми, что можно увидеть в Регистрационной палате или филиалах «Сбербанка России». Он живет не только влюбленными парами на скамейках Текутьевского бульвара и шумными компаниями на Цветном. Есть люди, для которых ночной город — это работа, на первый взгляд — скучная и рутинная. Но очень важная, а бывает — рискованная.

Они-то и будут героями нашего репортажа: патрульные и пожарные, строители, уборщики улиц, хлебопеки, врачи и доярки.

21.30.

ПОСТ У «МУРАВЕЙНИКА»

Для начала мы решили посмотреть, как вечерний город охраняют. Наш рейд начинается с остановки «Станкостроительный завод». Это отправная точка на маршруте патруля ППС, за которым мы сегодня «закреплены». Маршрут короткий — четыреста двадцать метров от остановки до перекрестка с улицей Мориса Тореза.

— Ефрейтор Константин Иванов. Рядовой Вадим Егорчев. Ефрейтор Михаил Косовских, -представляются патрульные.

Сегодня они уже отвели в стационарный пункт (ближайший из которых находится на площади у драмтеатра) несколько нетрезвых горожан. А вообще-то, дежурство проходит спокойно. Патрульные следят за порядком на улице, но главная их задача — работать по ориентировкам: искать угнанные автомобили, украденные телефоны, людей, которые находятся в розыске. Случается предотвращать преступления.

Пока настоящих преступников на горизонте нет, Константин Иванов вспоминает случаи из практики:

— Прошлой зимой мой патруль задержал человека, который вынес из ДНК «Строитель» два мешка шуб, общей стоимостью в три миллиона рублей. Мы увидели, что охранник Дома культуры за кем-то бежит, и решили выяснить, в чем дело. Двое из нас бросились ему на помощь. Третий пошел следом, проверяя, не выбросил ли вор на бегу что-нибудь, что является важной уликой. И, правда, — подобрал брошенную SIM-карту и дубликат ключа от служебной двери.

Далеко убежать с двумя мешками вору не удалось. Патрульные его поймали. Как выяснили позже в милиции, преступник хорошо все продумал: устроился работать в охрану «Строителя», изготовил дубликат ключа, заклеил камеры видеонаблюдения.

… По какому принципу патрули останавливают людей для проверки документов? Часто задавалась этим вопросом, когда видела, что солдаты внутренних войск окружили очередного мужчину с восточным типом внешности: «Что, больше проверить не у кого?»

— Обычно ориентируешься на внешний вид. Останавливаешь пьяных, побитых, помятых. Если видно, что одежда не по размеру. — говорит Константин. — Но бывает, даже если человек внешне не вызывает подозрений, внутри что-то щелкает: «Надо проверить»! Однажды я так задержал человека, который находился в федеральном розыске.

Патрульные бывают разными -подтянутыми и собранными, иногда видно — сильно уставшими и безразличными. Большинство людей, наверняка, привыкло реагировать на них примерно как на уборщиков мусора. Ходят себе и пусть ходят. Следят за порядком? Ну и ладно. Могут крикнуть что-нибудь грубое вслед. И это, конечно, неприятно. Ведь патрульные — обычные люди, хоть и в форме, и на службе.

Константин Иванов — из Ханты-Мансийска. Ему осталось служить 14 дней до того, как вернется в родной город.

— У меня там друзья, учеба, карьера. Одно высшее образование я уже получил очно. Второе не успел — призвали в армию. Приеду — восстановлюсь, устроюсь обратно на работу — в налоговую инспекцию.

Вадим только планирует получить высшее образование на «заочке». А работать хочет в милиции, но уже на малой родине, в Кургане.

— У нас вообще начальство способствует тем, кто хочет получить высшее образование. Дает рекомендательные письма… Не всем, конечно, это надо. Кто-то говорит: «Да я лучше охранником устроюсь». Но это неперспективно. Тебе двадцать пять лет, и что -всю жизнь в охранниках? — размышляют патрульные.

Мы двигаемся по тротуару вдоль улицы Республики. Каждый вечер возвращаюсь этой дорогой домой. Кажется, что каждая выбоина тротуара, каждая лужа знакома тут наизусть. А каково это — ходить по одному короткому участку туда-сюда в течение шести часов?

— Это лучше, чем сидеть все время в казарме, — улыбаются ребята.

— А что вы делаете в увольнении? Улицы Тюмени и так знаете вдоль и поперек, гулять, наверное, уже неинтересно. И вообще, удается на выходных «отключаться» от работы?

— А «чутье», и правда, не выключается. Идешь и видишь — вот она, та машина, на которую вчера ориентировку передавали. А рации под рукой нет! — рассказывает Вадим.

… За все время, пока мы патрулировали наши четыреста двадцать метров от «муравейника» до улицы Мориса Тореза, на этом участке не произошло ничего страшного. Никто не подрался, нам не встретились пьяные, подозрительные или побитые. С профессиональной точки зрения, конечно, жаль. Каков был бы сюжет, если бы мы приняли участие в задержании преступника! И патруль нам попался такой, что могли бы чувствовать себя вполне уверенно. Но чисто по-человечески мы рады, что вечер 24 июня для наших новых знакомых прошел спокойно — как и для всех других тюменцев, что гуляли или просто проходили поблизости.

23.00.

ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ N14

В отличие от сотрудников ППС, вечер пожарных нельзя было назвать спокойным.

Полчаса назад расчеты вернулись с вызова. Горела однокомнатная квартира в доме N 20 на улице Свердлова. К счастью, обошлось без жертв. Огонь потушили быстро.

На то, чтобы помыть машины, проверить их исправность и дозаправиться водой, хватило двадцати минут. Мы вернулись в часть из редакции, куда заезжали, чтобы дать в номер заметку о пожаре. К этому времени промокшая форма уже была отправлена в сушилку, машина стояла чистенькой в гараже, а для наряда из шести человек по расписанию прозвучал отбой. Но так рано здесь редко ложатся спать.

На пропускной нас встретил старший прапорщик внутренней службы Иван Мурычев, исполняющий обязанности начальник наряда. Иван Александрович работает пожарным шесть лет.

— Пришел после армии. Сначала было все равно. Ну, пожарная охрана, так пожарная охрана, — говорит он. — А теперь я эту профессию очень уважаю. Она — настоящая!

За шесть лет у Мурычева случалось всякое — взрывались газовые баллоны, приходилось спасать из горящего здания людей. Но самое страшное — когда спасать уже некого. И, наверное, когда пожарные выезжают на вызов, в первую очередь в душе надеются на то, что нет погибших.

… В комнате для отдыха работает телевизор. Прапорщик Александр Матвеев и сержант Илья Муромцев (между собой пожарные называют его не иначе, как Илья Муромец) смотрят канал НТВ. Здесь же стоит зеленый стол. Иногда, в часы «психологической разгрузки», бойцы играют в бильярд.

Но, наверное, нигде так не отдыхаешь, как на кухне. Потому что здесь есть главное — маленькая частичка домашнего уюта: холодильник, плита, кухонный гарнитур — все, как дома. В холодильнике — хлеб и пластиковые контейнеры с едой. Кому-то сегодня жена приготовила пюре с жареной рыбой…

— Мы и сами готовим. Пельмешками балуемся, картошку жарим, — улыбается водитель Александр Матвеев.

Пожарные ставят чайник. Извиняются, что, кроме хлеба, к чаю нет ничего. А нам, без ужина колесящим по городу уже несколько часов, сейчас и хлеб вкуснее всяких деликатесов! Но немного погодя на столе появляется банка клубничного варенья.

К нам присоединяются старший инструктор Дмитрий Нагибин и рядовой Владимир Ларионов. Пьем чай. Пожарные вспоминают о том, как Мурычев однажды провалился в подполье, когда тушили пожар в частном доме. Сейчас они смеются, потому что все закончилось благополучно. А тогда наверняка было не до смеха. Подполье легко могло завалить горящими досками. Мурычев зацепился за пожарный рукав и смог подняться наверх.

— Каждый раз приходится пересиливать себя, когда идешь в огонь, или к этому привыкаешь?

— О себе в этот момент не думаешь. Это потом, когда вспоминаешь и анализируешь работу, понимаешь — тут надо было сделать так, а вот здесь — по-другому.

Водители не могут обойти стороной больную тему — рассказывают о том, как сложно заехать во дворы. Они и так тесны, а еще машины паркуются где попало. Были случаи — приходилось отодвигать.

— Пешеходы на дороге странно себя ведут. Видят, что едет пожарная машина с мигалками. Так вместо того, чтобы пропустить, у них включается обратная реакция — быстрее перебежать дорогу. А мне что делать? То ли резко давить на тормоза, то ли стараться проскочить? — рассуждает Матвеев.

Достается в нашей беседе и журналистам, которые пристают к пожарным в самый разгар работы, когда вокруг все в пене, люди бегают с пожарными рукавами, разбирают горящие доски, а тут: «Скажите пару слов.»

… Странно понимать, что неторопливый разговор в любую минуту может прекратить звук пожарной сирены. Кто-то не допил свой чай? Не доел бутерброд? Неважно. Через сорок секунд наряд в полной готовности должен стоять во дворе.

Но в этот вечер и в эту ночь, если не считать пожара на улице Свердлова, сирена звучала только учебная.

— Я бы не проснулась, — констатировала фотокор Виктория, услышав негромкий звук.

Но у пожарных сон чуткий — это уже профессиональное. Просыпаются даже от шума в коридоре.

Напоследок нам показывают гордость технического оснащения пожарной части — новые автоколенные подъемники АКП-50 и АКП-30. Число в их названии означает длину в метрах, на которую выдвигается пожарная лестница.

АКП-30 прошла боевое крещение, а «пятидесятка» выезжала на пожары, но применить ее так и не смогли. Ее водитель Дмитрий Нагибин говорит, что пожары такого уровня, где она может пригодиться, — есть. А вот дворов, чтобы она со своими габаритами могла в них заехать, — нет.

***
фото: Патрульные Михаил Косовских, Константин Иванов, Вадим Егорчев;Очередь в «Макдональдс»;Пожарные Илья Муромцев, Александр Матвеев, Иван Мурычев, Дмитрий Нагибин;Прапорщик Александр Матвеев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта