X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Конец темным ночам

И сто лет назад тюменцы стремились к свету, в буквальном смысле слова. Хотели иметь одно из достижений цивилизации электрическое освещение.

Но прежде, в первый день работы 57-го заседания городской Думы (которое традиционно открыл заместитель городского головы В.А. Копылов), гласные заслушали письмо тобольского губернатора Д.Ф. фон Гагмана о достойном праздновании 300-летия со времени вступления на Всероссийский престол династии Романовых.

Еще в ноябре 1909 года, ознакомившись с поступившим в Думу отношением председателя особого комитета о сооружении в г. Костроме памятника в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых и желая участвовать в этом патриотическом деле, гласные приняли решение «ассигновать из городских средств пожертвование в сумме 50 рублей на сооружение памятника». Деньги были отправлены управой по месту назначения.

Вступление на Всероссийский престол М.Ф. Романова состоялось 14 марта 1613 года, и, следовательно, 300-летие названного события должно было быть в марте 1913 года. Выражая полное одобрение идее достойно отпраздновать столь грандиозное событие, гласные обратили внимание на то, что оно произойдет уже при новом составе городской Думы, так как срок полномочий этого созыва заканчивался в текущем 1910-м. Дума постановила: вопрос о конкретных праздничных мероприятиях временно оставить открытым, передав его к первоочередному рассмотрению будущему составу Думы.

Очень важная группа вопросов была связана с работой электрической станции и освещением городских улиц. По использованию электроэнергии Тюмень заметно отставала от соседних городов Екатеринбурга и Омска. Электрифицированные участки города не были связаны между собой. На улицах горели керосиновые и газокалильные фонари. Причем уличное освещение осуществлялось с 1 августа по 1 мая, за исключением лунных ночей.

Преимущества этого достижения цивилизации были уже хорошо известны и предприимчивым купцам, и зажиточным домовладельцам, и простым обывателям.

Прежде всего, гласные заслушали заявление товарищества Тюменской электрической станции о выдаче ему удостоверения в том, что со стороны городского общественного управления не будет препятствий к строительству товариществом электрической станции на углу Спасской (ныне Ленина) и Войновской (ныне Кирова) улиц. К заявлению прилагалась справка о том, что, на основании заключенного 27 октября 1908 года договора, городское управление разрешило предпринимателю Ф.Ф. Полю устроить в Тюмени электрическое освещение сроком на 10 лет. Никаких конкретных указаний о местонахождении электрической станции в нем не было.

Без каких-либо препятствий гласные приняли решение о разрешении строительства в указанном месте.

Затем был решен вопрос, связанный с освещением городских улиц. Еще на мартовском заседании Думы гласные рассмотрели несколько предложений от различных лиц и компаний об устройстве в городе электрического освещения. Рассмотрев все предложенные варианты, решили отдать предпочтение товариществу Тюменской электрической станции при условии, что будет освещено то же пространство, где действовали керосиновые фонари, а годовая плата за новую услугу не превысит 2500 рублей в год. На июльском заседании Думы гласным был представлен положительный ответ. Товарищество соглашалось дать свет за названную плату на следующие улицы: Царскую (ныне Республики) до Трусовского переулка (ныне Перекопская) — восьми лампами по 200 и семи лампами по 100 свечей; Спасскую улицу от Трусовского переулка до Базарной (ныне Центральная) площади — семи лампами по 200 и семи лампами по 100 свечей; Голицинскую (ныне Первомайская) от вокзального моста до Царской улицы — семи лампами по 200 и таким же количеством по 100 свечей. В этом перечне упоминались также Садовая (ныне Дзержинского), Большая Разъездная (ныне Сакко), Ишимская (ныне Орджоникидзе) и Ильинская (ныне 25-го Октября).

Не будем утомлять читателя цифрами, но сообщим, что в проекте уличного освещения таким количеством ламп товариществом была указана более внушительная сумма (3575 рублей). Стоимость установки столбов, проводов и всего устройства уличного освещения должно было обойтись товариществу в 1705 рублей 68 копеек. И все же оно согласилось на предложенную Думой плату — и предлагало осветить еще и здание управы, полностью взяв на себя расходы!

Внимательно выслушав все предложения товарищества, управа сочла нужным обратить внимание думцев на то, что далеко не все те улицы, которые освещались керосиновыми фонарями, будут теперь «охвачены» электрическим освещением. Предложение же об освещении самой управы «являлось весьма желательным во всех отношениях».

Из последовавшего обмена мнений гласных выяснилось, что предложенные условия могли считаться для города приемлемыми, если бы за ту же годовую плату товарищество прибавило еще десять уличных фонарей. Распорядитель товарищества М.А. Брюханов, присутствовавший на заседании Думы в качестве гласного, связавшись по телефону с остальными членами товарищества, получил их согласие.

Принимая окончательное решение, Дума постановила: дать товариществу свое согласие на освещение городских улиц 36-ю электрическими лампочками по 200 свечей и 34-мя по 100 за плату в 2500 рублей в год.

Срок освещения определялся в восемь лет, т.е. до окончания срока арендного договора между городом и предпринимателем Ф.Ф. Полем. Управе было поручено составить и заключить с товариществом контракт. Кроме того, управе было разрешено провести освещение ее помещений электричеством на предложенных товариществом условиях. Финансовые затраты можно было частично компенсировать за счет сокращения расходов на освещение управы и улиц керосином.

Следующий вопрос также касался электрического освещения. То же самое товарищество обратилось к городскому управлению с ходатайством о предоставлении ему права требовать от домовладельцев обрезки деревьев, мешающих электрическим проводам. Не имея ничего против украшающих городские улицы деревьев, оно обращало внимание на то, что там, где ветви деревьев касаются проводов, происходит утечка электроэнергии.

Со своей стороны управа сочла возможным разрешить товариществу своими средствами подрубать ветви и верхушки тех деревьев, которые мешали электрическим проводам. Обрезка должна была производиться только в пределах необходимости и без существенного вреда для самих деревьев. Полностью согласившись с мнением управы, гласные утвердили его.

Н.Л. Галян — главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта